О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА

Пётр Крутилин и Ксения Старцева,
Рабочая партия России


Актуальность вопроса о преодолении разделения труда между людьми обсуждалась нами в предыдущей заметке ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА КАК КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ПРОГРЕССА[1].

Там мы отмечали, что только рабочий класс объективно заинтересован в преодолении различий между людьми физического и умственного труда, поэтому и основное бремя этого дела придётся нести ему, что ещё раз подтверждает прогрессивность этого класса (несмотря на все тщетные попытки некоторых «левых» интеллигентов найти альтернативу этому объективному положению вещей).

Сейчас же мы попытаемся рассмотреть пути и возможности преодоления различий между людьми физического и умственного труда, а также взаимосвязь этой задачи с делом уничтожения классов и частной собственности в ходе прогрессивного развития общества.

Для начала, нам надо сразу определиться, в чем заключается различие между людьми умственного и физического труда, и где та граница, после которой уже нельзя будет провести это разделение.

Не вызывает сомнений, что нельзя устранить различия между самими видами труда, как таковыми: физический труд непосредственно создаёт материальные блага, а умственный — идеи. Конечно, есть специальности, где оба вида труда довольно тесно переплетаются. В определённых областях производства действительно можно преодолеть различия между людьми умственного и физического труда, расширяя сочетание видов труда. И нужно идти по этому пути, развивая средства производства, всё более повышая автоматизацию производства и повышая уровень умственной работы непосредственно рабочего, или, наоборот, добавляя к умственной работе инженера функцию непосредственно производительного рабочего. Таким образом будет достигаться гармоничное сочетание умственной и физической деятельности в работе такого участника производства. Несмотря на то, что во многом этот процесс уже постепенно происходит в силу научно-технического прогресса, на сегодняшний день, к сожалению, это возможно лишь в довольно узких сферах высокотехнологичного производства. Мы, конечно, понимаем, что этого нельзя сделать полностью и всесторонне в масштабах всего производства, где во многих областях необходимо довольно чёткое разделение монотонного (часто вредного) физического труда и умственной работы. В этом случае разделение людей по видам труда можно преодолеть только через количественные изменения, т. е. когда каждый член общества будет тратить равное количество своего рабочего времени как на физический труд, так и на умственный.

Тут вдумчивый читатель может резонно заметить: «Кто же сейчас добровольно будет делиться привилегиями людей умственного труда, да ещё и взваливать на себя часть физического труда? Да и в целом это невыгодно правящему классу при капитализме».

Сознательный рабочий и не должен ждать такой щедрости ни от кого: он должен идти к этому сам, через свою борьбу. Эта борьба начинается с победы над собой, над своим незнанием, и развивается методичным постижением марксистско-ленинского знания и планомерным самообразованием. К этому толкают сами объективные условия его жизни. Капитализм ставит рабочему классу очевидный выбор: либо начать учиться, организовываться и бороться за свои интересы, либо так и прозябать под всё увеличивающимся гнётом эксплуатации. Поэтому, несмотря на всю буржуазную систему пропаганды, на буржуазное общественное бытие и соответствующее ему общественное сознание, всё больше проявляется отрицание буржуазной идеологии в сознании отдельных прогрессивных рабочих. Сознательный рабочий сам начинает думать, учиться и понимать, т. е. сам начинает движение к уровню интеллигенции, и конечно, не без помощи прогрессивной части самой интеллигенции. И это далеко не новое явление, аналогичное движение отмечал ещё В. И. Ленин:

«…Среди рабочих растёт страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые — несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, — находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию». В России уже есть эта «рабочая интеллигенция», и мы должны приложить все усилия к тому, чтобы её ряды постоянно расширялись, чтобы её высокие умственные запросы вполне удовлетворялись, чтобы из её рядов выходили руководители русской социал-демократической рабочей партии».[2]

Соответственно, встаёт вопрос: как облегчить путь, как создать условия для такого прогрессивного движения рабочих? Ответ даёт простой анализ объективных условий жизни рабочего класса: сейчас у многих рабочих нет элементарных материальных возможностей для обучения, нет свободного времени на это, в силу всё ухудшающихся условий труда.

Значит, нужно бороться за осуществление насущных интересов рабочего класса:

–  6-часовой рабочий день;

– доведение оплаты труда (зарплаты) как минимум до стоимости рабочей силы, забирая для своего развития всё большую часть прибавочной стоимости (создаваемой рабочим классом — и присваиваемой эксплуататорами);

– улучшение прочих условий труда и т. д.

Методы этой борьбы давно известны:

– это организация рабочих в профсоюзы;

– это составление коллективных требований (колдоговоров) и организованная забастовочная борьба за их принятие и исполнение.

Для этого, снова получается, рабочему классу нужно учиться — постигать науку профсоюзной организации и забастовки. Тут можно, конечно, заметить, что получается какой-то замкнутый круг: чтобы учиться — нужны условия, за которые приходится бороться, а чтобы организованно бороться — нужно учиться…

Противоречие это, конечно, сложное, но общественный прогресс в том и состоит, чтобы двигаться вперёд через разрешение подобных противоречий. Сейчас уже имеются отдельные примеры побед профсоюзов докеров или авиадиспетчеров, но пока эти победы не носят системный характер. Для дальнейшего развития профсоюзной борьбы за насущные интересы рабочего класса нужны не только усилия отдельных коллективов или профсоюзов, а необходимы усилия в этом направлении рабочего класса в целом, а конкретнее — его авангарда: партии. И на данном этапе перед партией рабочего класса соответственно встаёт задача централизованного и планомерного обучения рабочих теории классовой борьбы, причём не только экономического момента этой борьбы, но и политического. Тем самым авангард сможет обеспечить неразрывность всей борьбы рабочего класса за свои интересы — как за насущные, так и за коренные.

Может показаться, что углубление в подробности классовой борьбы рабочих отодвигает на задний план вопрос преодоления различий между людьми умственного и физического труда. Однако взаимосвязь этих моментов прогрессивного движения рабочего класса логически и исторически обусловлена развитием общественных производительных сил. К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали, что

«разделение труда становится действительным разделением лишь с того момента, когда появляется разделение материального и духовного труда»[3]

Действительное разделение труда, в свою очередь, приводит к классовому антагонизму, что отметил Ф. Энгельс в «Антидюринге»:

«Разделение общества на классы — эксплуатирующий и эксплуатируемый, господствующий и угнетённый — было неизбежным следствием прежнего незначительного развития производства. Пока совокупный общественный труд даёт продукцию, едва превышающую самые необходимые средства существования всех, пока, следовательно, труд отнимает всё или почти всё время огромного большинства членов общества, до тех пор это общество неизбежно делится на классы. Рядом с этим огромным большинством, исключительно занятым подневольным трудом, образуется класс, освобождённый от непосредственно производительного труда и ведающий такими общими делами общества, как управление трудом, государственные дела, правосудие, науки, искусства и т. д. Следовательно, в основе деления на классы лежит закон разделения труда»[4].

Из рассмотрения всего исторического процесса развития классового противостояния, взятого в целом, мы и понимаем логику возникновения интересов рабочего класса. Разделение труда обусловливает классовые различия, и именно поэтому простой экономический интерес рабочего класса неразрывно связан с такими коренными преобразованиями общества, как уничтожение разделения людей по видам труда, уничтожение различий между городом и деревней.
Если эти преобразования действительно отражают интересы рабочего класса, то каковы же актуальные сейчас конкретные условия и методы движения рабочего класса к их осуществлению?

Они таковы:

1) Создание действительных профсоюзов, забастовочных комитетов (забасткомов);

2) Забастовочная борьба за сокращение рабочего дня до 6 часов и за увеличение реального содержания заработной платы и доведение её как минимум до уровня стоимости рабочей силы, забирая для своего развития все большую часть прибавочной стоимости — за объективные условия, для обеспечения всестороннего развития всех трудящихся и их организации для дальнейшей борьбы;

3) Обеспечение условий для реализации вышеперечисленного, в виде систематического изучения научного марксистско-ленинского знания и обмена опытом практической профсоюзной борьбы;

4) Организация и методичное ведение политической борьбы рабочего класса за свои интересы, во всех её формах, т. е. создание действительной партии рабочего класса;

5) Создание Советов как организационной формы диктатуры пролетариата на основе органов рабочего контроля на предприятиях — профсоюзов и забасткомов;

6) Восстановление государства диктатуры пролетариата.

Может ли сам рабочий класс без посторонней помощи осуществить всё перечисленное? Конечно же нет: ему понадобится обязательная помощь сознательной и прогрессивной части интеллигенции — в этом её великая историческая роль и предназначение.

В прогрессивной части интеллигенции заложен ещё один неявный момент движения к уничтожению различий между людьми умственного и физического труда, хотя в целом люди умственного труда и не заинтересованы в этом. Но в соответствии с диалектикой всегда есть часть интеллигенции, которая готова встать плечом к плечу с рабочим классом и готова не только признать диктатуру пролетариата, но и научить рабочий класс осуществлять свою власть, планомерно и системно внося научное знание в рабочую среду.

О необходимости обучения рабочих Ленин писал:

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».[5]

Отметим, что самой прогрессивной частью интеллигенции является та, которая не только помогает делу свержения классов и частной собственности, но и последовательно отстаивает интерес рабочих в уничтожении различий между людьми умственного и физического труда. Соответственно такая интеллигенция готова пожертвовать своими интересами в дальнейшем, встав после победы социалистической революции в один ряд с рабочими, — и разделить с ними бремя физического труда.

И это понимание нужно взять всем рабочим на вооружение, для того, чтобы различать тех интеллигентов, которые действительно служат делу рабочего класса, от тех, кто искажением и ревизионизмом марксизма хочет поставить рабочий класс на службу себе.

В заключение обратим внимание, что рабочий может прямо сейчас применить к окружающей действительности то рассмотрение коренных и насущных интересов рабочего класса и их взаимосвязи, которое мы попытались изложить в этой статье.

Для этого достаточно, принимая во внимание все вышесказанное, ответить на вопрос: какая сейчас организация, или кружок, или партия помогает рабочему классу в осуществлении всех его интересов, в том числе не отступает и перед интересом такого масштаба, как преодоление различий между людьми умственного и физического труда?

И вот тут, при выборе по вышеперечисленным критериям из всего изобилия левых партий, кружков и прочего, становится понятно, что объективно и наиболее полно отражает интересы рабочего класса пока только Рабочая партия России. Да, её нельзя в полной мере назвать авангардом всего класса — эта роль ещё впереди, но как партия рабочего класса в становлении, — она уже прочно себя осуществляет и утвердилась как один из передовых отрядов рабочего класса в борьбе как за насущные, так и за коренные интересы класса — вплоть до полного преодоления разделения труда между людьми.

Это отличает Рабочую партию России от прочих левых организаций, потому что она наиболее полно и конкретно видит конечный результат борьбы рабочего класса (результат в целом есть развёрнутое начало). Партия отражает этот результат, пропагандирует, осуществляет и несёт научное знание об этом в рабочую среду.

Путь дальнейшего развития партии рабочего класса является кратчайшей дорогой для достижения всех интересов рабочего класса: насущных и коренных, в том числе и преодоление различий между людьми умственного и физического труда.


[1]             http://rpw-mos.ru/preodolenie-razlichij-mezhdu-lyudmi-umstvennogo-i-fizicheskogo-truda-kak-klyuchevoe-uslovie-progressa/

[2]             Ленин В. И. Попятное направление в русской социал-демократии. // В. И. Ленин. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 4, стр.  269.

[3]             Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология, т. 1. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд, т. 3, стр. 30.

[4]             Энгельс Ф. Антидюринг. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд, т. 20, стр. 292 – 293.

[5]             Ленин В. И. Удержат ли большевики государственную власть. // В. И. Ленин. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 34, стр.  315.

 

Читайте также: