О РОЛИ ФИЛОСОФИИ В МАРКСИЗМЕ

А.В.Кузьмин,
член Рабочей партии России


Популярность марксизма в последнее время растет не по дням, а по часам. Одним из ярких представителей марксизма с полным правом можно назвать Константина Семина. Товарищ Семин твердо и ясно формулирует идеи, которые интересуют многих граждан. Константин, судя по его статьям и роликам, вполне успешно постигает основы марксизма, но иногда допускает и ошибки.

Хотелось бы прокомментировать ответ Константина на вопрос о философии, заданный одним из зрителей, который можно посмотреть по ссылке — https://youtu.be/5HSuDl7z6M0?t=41m16s.

Бросились в глаза несколько моментов, которые показали, что Константин не вполне понимает роль философии в марксизме. Отвечая на вопрос, товарищ Семин отметил, что знание философии необязательно для понимания каждым, что Ленин прочитал «Науку логики» только в 44 года, что изучать диалектику по Гегелю сейчас не обязательно, что можно почитать и Плеханова и других «интерпретаторов» и т.д. Здесь стоит отметить несколько моментов.

Во-первых, философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Это марксистское понимание философии как науки. Оценивая вклад основателя учения, В.И. Ленин отмечал, что «вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма».[1] Диалектический материализм как метод и сама философия марксизма «оказался единственной последовательной философией, верной всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п.»[2].

Во-вторых, Ленин до изучения т.н. Большой логики, читал логику Малую, сокращенный вариант труда Гегеля, т.е. с диалектическим методом был знаком. И далее Ленин неоднократно подчеркивал важность изучения диалектики.

В-третьих, политика – это общественные отношения, которыми движут классовые интересы. Общественные отношения в их развитии – один из предметов исследования философии. Познание, стремление к истине – всегда совпадает с направлением прогресса. Истинным, прогрессивным методом на сегодня является диалектический метод. На сегодняшний день нет другого, ведущего вперед. Как можно игнорировать это, заявляя о необязательности изучения философии?

В-четвертых, книга «Материализм и эмпириокритицизм» появилась как отпор извратителям именно философии марксизма. Только Ленин смог дать достойный отпор махистам, пытавшимся подменить материалистическую диалектику марксизма агностицизмом, идеализмом, фидеизмом. Тому, кто внимательно прочитает эту работу Ленина, будут хорошо видны как его великолепная философская подготовка, так и неспособность Плеханова дать отпор эмпириокритикам. Зачем тогда изучать диалектический материализм по Плеханову, который выглядел тускло в философском споре с Богдановым и Ко?

В-пятых, философия марксизма – материалистическая диалектика – это не бесплатное приложение к учению, а его методология.

Ленин в работе «О значении воинствующего материализма» писал, что «опираясь на то, как применял Маркс материалистически понятую диалектику Гегеля, мы можем и должны разрабатывать эту диалектику со всех сторон, печатать в журнале отрывки из главных сочинений Гегеля, истолковывать их материалистически, комментируя образцами применения диалектики у Маркса, а также теми образцами диалектики в области отношений экономических, политических»[3] – таких образцов и сейчас огромное количество. Но мы не сможем выполнить этого без глубокого знания диалектики, без изучения и понимания самого метода. Нельзя быть марксистом и игнорировать один из источников – один из моментов – душу марксизма.

От всей души хочется пожелать Константину уделить изучению марксистской философии больше времени, а помочь ему в этом может Красный университет Фонда Рабочей Академии, где марксизм дается во всех трех его источниках.


[1] В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Т 23. С 40.

[2] Там же. С.41.

[3] Там же.Т.45,С.30.

Читайте также: