О СПРАВЕДЛИВОСТИ

А.Кузьмин,
Рабочая партия России,
г. Москва


Как только наступает период предвыборной агитации, буквально из каждого утюга и чайника начинают литься речи о справедливости. Говорят о справедливости представители «Единой России». Представителям «Справедливой России» говорить о справедливости сам бог велел. Не отстают и граждане из КПРФ и их сателлитов. Одни славят президента и говорят о справедливости, другие молчат о президенте и говорят о справедливости, третьи все больше упрекают президента и тоже говорят о справедливости. Все говорят о справедливости и у каждого она своя. Своя у Зюганова, который достал всех нытьем о несправедливости распределения доходов в нашем обществе (как будто в буржуазном обществе может быть иначе), получая при этом немалое депутатское жалование.

В работе «К ЖИЛИЩНОМУ ВОПРОСУ» Ф. Энгельс указывает, что «мерилом, которым определяется, что относится к естественному праву и что к нему не относится, служит абстрактнейшее выражение самого права — справедливость. И с этого момента в глазах юристов и тех, кто верит им на слово, развитие права состоит лишь в стремлении все больше приблизить условия человеческой жизни, поскольку они находят юридическое выражение, к идеалу справедливости, к вечной справедливости. А эта справедливость всегда представляет собой лишь идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны [Курсив мой — А.К.] Справедливость греков и римлян находила справедливым рабство; справедливость буржуа 1789 г. требовала устранения феодализма, объявленного несправедливым. Для прусских юнкеров даже жалкий закон об округах является нарушением вечной справедливости». [К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. С.273] Другими словами, Энгельс однозначно указывает, что справедливость – это понятие, выражающее существующие экономические отношения, то есть справедливость всегда классово конкретна.

Для рабочего человека, для того, кто своим трудом непосредственно создаёт все материальные блага для общества, было бы справедливо, если бы непосредственно производительный труд равномерно распределялся между большей частью членов общества, если бы рабочие на вредных и опасных производствах работали меньшее время в таких условиях, если бы рабочий день сокращался при сохранении или повышении заработной платы, если бы снижался пенсионный возраст, если бы жилье, образование и медицина были бесплатны и доступны каждому гражданину. Советское государство обеспечивало более высокую форму справедливости для всех трудящихся, а наивысшей справедливостью является такая общественная форма, где нет эксплуатации человека человеком.

У противоположного класса интересы противоположные и справедливость своя. К какой справедливости призывает, например, миллионер Грудинин? Неужели владелец акций, миллионов евро на счетах и сотен гектаров буквально золотой подмосковной земли думает о пролетарской справедливости? Что является справедливым для владельца заводов, газет и пароходов, а также клубничных плантаций? Правильно! Получение прибыли при наименьших затратах капитала. А какая из буржуазных партий будет за него топить, как нынче выражается молодежь, не так уж и важно. Одни топят за него, другие топят его самого. И то, что топят его, этому господину кажется несправедливым. Но вот какая загогулина получается: это кажется несправедливым и достаточно большому количеству наших граждан, не имеющих никакого отношения к миллионам, газетам и пароходам этого господина. Налицо то самое абстрактнейшее понимание справедливости, которое оторвано от материальной основы развития общества, от основного общественного отношения, о котором говорил Энгельс.

Чья справедливость справедливее? Та, чья упорнее отстаивается и защищается. Каким образом? В классовой борьбе – объективно происходящем общественном явлении, в котором побеждает пока правящий класс – буржуазия. Раз он побеждает, то и справедливость торжествует его — буржуазная. И как бы грудинины, зюгановы и пр. не распинались о справедливости, надо четко понимать – они за другую справедливость, за другие интересы. Абстрактная справедливость – это то, что помогает им паразитировать на обществе.

Как поставить все с головы обратно на ноги? Как вернуть пустой и абстрактной для трудящегося человека справедливости материальное содержание и сделать ее конкретной, истинно отражающей то самое классовое отношение? Для этого нужно подойти к тому самому экономическому отношению с революционной стороны, со стороны борьбы за свои интересы, вполне конкретные.

За свою справедливость надо бороться!

Пора вступать в ряды борющихся!

Читайте также: