ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ОБЩЕСТВА СТРАХА

Д.М.Родионов,
Рабочая партия России
г. Самара


Все мы чего-то боимся: змей и пауков, темноты и высоты, закрытых пространств и открытых, людей и зверей… Однако, в данной статье речь пойдет о страхах другого вида. В капиталистическом обществе человек не просто боится, а вынужден бояться очень многих явлений в течение всей своей жизни.

Давайте подумаем, как начинает свою жизнь только родившийся ребёнок. Он ещё не видит и не говорит, но у него уже есть инстинктивный страх, что родители могут его бросить одного и дадут ему погибнуть. К сожалению, такое происходит в современном мире. Причины этому разные, но в основе их лежит боязнь – страх невозможности обеспечить, вырастить и воспитать новорождённого. Общество осуждает таких «родителей», но не борется с первопричинами их действий.

Затем, когда ребенок уже подрос, ходит и говорит, у него присутствует страх не вписаться в коллектив (детский сад, школа). Он боится, что его не примут, будут смеяться над ним и сделают изгоем. Данный страх сопровождает в течение всей жизни, так как человек есть существо социальное, то есть нуждающееся в общении с другими людьми и имеющее потребность в признании себя в коллективе. Страх ребёнка оказаться «белой вороной» усиливается, когда родители не могут купить ему или ей модную одежду, новые гаджеты, игрушки, косметику, всё то, что считается ценностью в капиталистическом обществе, что показывает, что человек – правильный, обеспеченный и достойный уважения. При этом ребёнок может быть талантлив, умён, активен в спорте, но без материальных вещей он считается непризнанным или как минимум «неполноценным» по сравнению с более обеспеченными сверстниками. Развитию этой фобии и комплексов способствует материальное расслоение общества, его деление на группы по уровню дохода. В этом социуме «успешен» только гражданин с деньгами, тот, кто может обеспечить себе и своим детям любые материальные блага.

По мере роста и развития подросток начинает общаться с противоположным полом, и здесь роль денег и вещей ещё больше усиливается. Привыкшие брать пример с взрослых, дети начинают искать себе пару не по качествам характера и степени развитости личности, а по тому же пресловутому уровню достатка. Бедный мальчик вряд ли сможет ухаживать за богатой девочкой, так же, как бедная девочка вряд ли заинтересует богатого мальчика. Фильмы, западные сказки и рассказы старших закладывают в голову юного человека мысль, что нужно ждать своего принца или принцессу, который превратит их жизнь в рай. Мысли о тяжёлом, упорном, но честном труде не прививаются ему на этапе воспитания, вместо этого закладываются иллюзии и ложные ценности. Даже если ребёнок из бедной семьи, ему нужно надеяться и стараться вырваться из нищеты, а самый «простой» способ для этого – удачный брак по расчёту.

Ближе к концу школы подросток начинает испытывать страх в отношении своего будущего. Что его ждёт: армия, техникум, институт? Или он вообще окажется выброшен на обочину жизни и никем не востребован? Подобные опасения подкрепляются всё тем же расслоением. «Успешные» сверстники «косят» от армии, идут учиться за деньги в университеты, незаслуженно попадают на бюджетные места, доставшиеся им благодаря нужным связям или за деньги. И в такой ситуации оказывается уже почти взрослый человек – он испытывает страх собственной ненужности и комплекс неполноценности. Если же ему повезло, и на данный момент всё сложилось, то всегда будет присутствовать боязнь, что эта «сладкая» жизнь закончится. Одновременно с этим человек начинает примиряться с существующей несправедливостью и понимать принципы работы капитализма: личные качества не имеют ценности; знания не гарантируют успеха в обществе; честность и порядочность не помогут достигнуть вершин.  По окончании данного этапа большинство юношей и девушек уже будут иметь вполне капиталистическое сознание со слаборазвитыми духовными ориентирами.

Выйдя, наконец, в жизнь, будучи уже взрослым, он сталкивается с очередным страхом – куда пойти работать? Если перефразировать: «На какие средства я буду жить?» И ещё раз перефразируя, получим: «Как мне не умереть?» Времена, когда право на труд было закреплено законом, а труд был обязателен, в «страшном и тоталитарном СССР» прошли. Весь мир завидовал СССР хотя бы по той причине, что в СССР не было безработицы. Теперь же молодой специалист должен прийти к своему потенциальному работодателю сразу с трёх-пятилетним стажем работы по специальности, хорошими рекомендациями и навыками работы. Также он должен показать максимальную лояльность и готовность работать за тот минимум, который ему пообещает наниматель. И тут вполне высок риск остаться безработным. Мечты о высокой зарплате и интересной работе по своей специализации рассыпаются в пыль. Опять же, большинство видят на практике: чтобы попасть на хорошую работу (иногда и просто на работу), необходимы связи и деньги. То есть, чтобы ты мог на кого-то поработать, за тебя должны «замолвить словечко», «занести денег», ну или, на худой конец, будь просто сыном/дочкой успешного человека. Папы, мамы тебя как наследника вырастят и приведут на готовое место. Налицо внедрение кастовой системы. Если ты отпрыск чиновника, то и ты будешь чиновником. Если тебя родил дворник, то.… Ну, вы поняли. Осина не родит апельсина, особенно, если о ней не заботятся. Иллюзии о всеобщей свободе и равных возможностях очень быстро проходят, когда результатом этой свободы становятся безработица и голод. Иллюзии вообще довольно быстро проходят, когда человек сталкивается с реальностью. Страх, страх, страх, и никуда не скрыться от него.

И вот – удача. Человек нашёл себе место, где он сможет зарабатывать на хлеб. Теперь появляется страх потери. Ведь в любой момент времени можно лишиться этой работы и вернуться туда, откуда так долго выбирался. И это может произойти не по вине работника. Фирма может провести сокращение или просто обанкротиться. А ещё может оказаться, что директору фирмы нужно устроить родственника. Выяснится, что есть тут рабочее место, занятое каким-то непонятным существом. Пора его освободить «для своих». И этот страх потери работы, а проще говоря, смерти, будет преследовать нас до конца жизни. Потому что до пенсии теперь никто не доживёт. Её больше нет, ведь она ушла вслед за бесплатным образованием и медициной.

Несмотря на постоянные тревоги, наступает счастливый момент – время создавать новую ячейку общества, пора жениться или выходить замуж. И вот молодожёны должны свить своё уютное семейное гнёздышко. А где же его вить? Гарантированное бесплатное жильё тоже пропало. Придётся брать ипотеку и жить в, пока что, чужой квартире, отдавая не меньше половины своего семейного дохода банку. Ипотека взята, есть где строить семью, но есть и риск потерять недвижимость, за которую уже оплачена значительная часть её стоимости. Страхи начинают комбинироваться между собой, умножать друг друга, ведь если сейчас лишишься работы, то и квартира недолго останется твоей. Банк быстро напомнит, кому она принадлежит, если перестанешь платить кредит. А ведь помимо этого никто не отменял привитые ещё с детских лет потребности в престиже и признании. Взрослый человек не может дёшево одеваться, жить в плохом районе, ездить на старой машине. Его не поймут коллеги по работе, хотя и у этих коллег вся жизнь проходит «в долг».

Но пусть этому, уже ставшему нам близким, человеку повезёт. Квартирный вопрос решён. Открывается бутылка шампанского и настаёт время для молодой семьи думать о потомстве. И вот на сцену выходят полновесные страхи. За своих детей человек переживает многократно больше чем за себя. Так устроена природа. С рождением ребёнка в случае потери работы умрёшь не только ты, но и твои дети, вся твоя семья. Так устроено общество. Никто не придёт и никто не поможет. Возможно, твой ребёнок выживет, потому что его заберут органы опеки и поместят в детский дом. А вот взрослого безработного во «взрослый дом» никто не отправит – будешь бомжом. Из казённых учреждений, где содержат взрослых, остаются психбольница и тюрьма, и вряд ли там будут рады новичку. Отсюда вопросы: «Хватит ли денег, чтобы содержать и растить ребёнка?» «Что делать, если ребёнок родится больным?»

Мы всё это наблюдаем изо дня в день. Тысячи родителей продают квартиры, собирают пожертвования на операции и лекарства своим больным детям. Ведь капиталистическому государству не нужно вкладываться в развитие всех членов общества. Оно, государство, несоциалистическое. Больные люди при капитализме интересны только врачам, которые на них заработают. Поэтому частная, «эффективная» медицина вместо того, чтобы заботиться о здоровье и предотвращать болезни, превращается в нескончаемый аттракцион: «Лечим одно – калечим другое, деньги берём на каждом этапе». Сойти с этой карусели, если на неё попал, можно только в гроб.

К счастью, ребёнок родился и родился здоровым. Его нужно устроить в детский сад, потом в школу, потом накопить на институт, потом помочь устроиться на работу. И на каждом этапе у родителей постоянные тревоги. «А вдруг школа окажется неблагополучной?» «А вдруг не будет мест в детском саду?» «Кто будет следить за малышом, пока матери и отцу нужно платить ипотеку и обеспечивать семью?» В результате сын или дочь растут, а вместе с ними растёт беспокойство родителей. Ведь сейчас даже просто погулять во дворе может быть опасно. Отпрыска могут похитить, изнасиловать, убить. Его просто может укусить собака из тех, что бродят стаями по городам. Дети гибнут и исчезают каждый день, а страхи остаются и множатся…

Кто-то вспомнит про кризис среднего возраста. А ведь на самом деле это боязнь не реализовать своё призвание. Взрослому не хватило денег, возможностей, времени для того чтобы заняться тем, чем действительно хотелось бы заниматься помимо работы. Опять же саморазвитию не способствует длительный рабочий день. Работник и мог бы самообразовываться и расширять свой кругозор, но ему часто приходится оставаться сверхурочно из-за опасения потерять работу или не прокормить семью. Таким образом, человек на всю жизнь привязан к одной конкретной специальности, которую ему пришлось выбрать не по призванию, а по необходимости. Он не сможет сменить профессию из-за узкой специализации, так как больше ничего не умеет. Что будет с ним, если его навыки перестанут быть нужными? Он погибнет. Может быть не физически, но как член общества точно перестанет быть его частью.

Однако есть и другое призвание: писать книги, сочинять музыку, рисовать картины. Кто-то исследует насекомых или проводит химические опыты. Сколько из этих людей могли бы стать гениями или хотя бы знатоками в той области, к которой у них лежит душа? Ведь то, что человеку интересно, он будет делать даже бесплатно, с удовольствием, из любви к своему делу. Отсутствие свободного времени мешает развитию. Достаточно вспомнить наших классиков золотого века русской литературы: Пушкин, Лермонтов, Толстой и другие, которые могли позволить себе годами вдумчиво творить. Их ежедневные нужды были обеспечены их слугами и крестьянами, а сами они не были заняты трудом производственным. А современный трудяга лишён времени. Всё время загружен рабочими делами и делами бытовыми. Ему просто не дают поднять голову на протяжении жизни. А ведь можно просто сократить его рабочий день – хотя бы до 6 часов, и вот он уже не только работник, но и в свободное время поэт, скульптор, исследователь. И это не выдумка и не утопия, а реальность современного развития производительных сил.

Годы идут, человек стареет, и его организм изнашивается. Болезни прогрессируют, мозговая активность снижается. Дети начинают жить отдельно и устраивать собственную жизнь. Умирают мужья и жёны, умирают друзья. Человек остаётся один. Приходит страх одиночества. А ведь сейчас уже нет того уважения к старшим поколениям и их заслугам. Зачастую нет элементарной заботы родственников друг о друге. Да и когда заботиться и помогать, когда у всех свои беды и волнения. Потомки будут проживать свои жизни, борясь с теми же проблемами, что и их предки, и уже не смогут помочь и быть рядом. Даже умереть по-людски вряд ли выйдет, ведь чем ближе конец, тем больше про тебя начинают вспоминать родственники. Конечно, если у тебя есть, что оставить после кончины. Наследники дерутся за место в очереди, а до тебя доходит осознание того, что жизнь прожита напрасно. Какой толк от квартиры, за которую половину жизни отказывался от путешествий, саморазвития и даже от простого отдыха? Какой смысл в том, чтобы растить детей, если ты не смог научить их оставаться людьми? Какой смысл во всей твоей жизни, если ты не оставил после себя след и светлую память? Здесь страхи заканчиваются, а остаётся только сожаление, о том, что жил не так и не старался сделать мир вокруг себя лучше. И это сожаление в конце придёт ко многим, если не к большинству.

Кто-то скажет: «Да. При капитализме боятся люди бедные, но богачам нечего бояться. Они-то не потеряют работу, не умрут от голода. Могут обеспечить детей лучшим, могут всю жизнь делать то, что им хочется. Нужно становиться богачом, и тогда всё в жизни твоей будет хорошо и спокойно». Нет, товарищи! Богатые люди боятся не меньше, а может и больше, чем бедные. Богатый человек получил своё богатство не праведным и тяжёлым трудом. На пути к богатству он обманул тысячи и миллионы людей. Наступал на горло своим конкурентам, шёл по трупам. Брал в долг у одних бандитов и давал взятки другим. У богача руки по локоть в крови и совесть нечиста, поэтому он каждый день живёт в ужасе. Боится, что за ним придут и попросту лишат жизни его и его родных. Неужели те трёхметровые заборы с видеонаблюдением вокруг огромных вилл говорят об отсутствии страхов? Зачем этому толстосуму личная армия охраны, если он спокоен и уверен в будущем? Чьих детей выгоднее похищать преступникам и требовать за них выкуп: бедняка или богача? Скольких олигархов и чиновников сажают или убивают каждый день во всём мире? Почему сейчас возникло гигантское количество психологов, к которым обращаются, в основном, состоятельные люди? Ответьте на эти вопросы и поймите, что богатым людям есть, что терять и страхи их гораздо сильнее, чем у простых и честных людей. В конце статьи не хочется называть трудящихся бедными. Бедность при капитализме – это синоним порядочности.

Вот и получается, что все, абсолютно все, в капиталистическом обществе живут в постоянном страхе, который сами и создают. Исключите из общества эксплуатацию человека человеком, стремление к наживе и главенство личных интересов над общественными и получите общество без страхов. Но тогда оно не будет капиталистическим, а станет коммунистическим.

Те, кто боятся коммунизма, никогда не задумываются о своих ежедневных страхах, которые описаны в статье. На самом деле противники коммунизма, скорее всего, боятся лишиться вещей, которыми владеют сейчас. Не хотят отказываться от мечты когда-нибудь разбогатеть. Верят в эту неисполнимую для большинства мечту. Хотя на самом деле, имея свои квартиры и машины, они добровольно отказываются от благ более ценных и важных, которые нельзя измерить деньгами. Они не понимают, что в коммунистическом обществе человеку гарантировано обеспечение его потребностей, (еда, жильё, образование, труд, здравоохранение, закон, саморазвитие). Человек и его семья никак не погибнут, так как общество этого не допустит, а значит, и боятся нечего. Коллектив заботится о человеке, а он работает не только во благо себя и своей семьи, а во благо всего социума. При этом нужно различать потребности от «хотелок». Добираться из точки «А» в точку «Б» – это потребность, а вот добираться из точки «А» в точку «Б» на роллс ройсе – это «хотелка». Хотя если у всех будет по роллс ройсу, то окажется, что он, в общем-то, и не так сильно нужен. Машина как машина – у всех такая есть. И окажется, что нужен он, только пока все остальные ездят на запорожцах, то есть для «понтов».

Как же прорваться через кромешную тьму всех фобий и страхов, существующих при капитализме? Никак. Можно только устранить их причины, тогда исчезнут и сами страхи как их следствие. Для этого нужно понять суть капитализма. Цель его – извлечение прибыли посредством эксплуатации человека человеком. При капитализме всё является товаром: еда, жильё, образование, труд, здравоохранение, закон. Продавец товара всегда стремится получить максимальную прибыль от его продажи. Пока что общество соглашается с тем, что все процессы строятся вокруг прибыли. Из-за этого сохраняются обман и несправедливость, как результат того, что одни люди наживаются за счёт других людей. Они продают свой товар по более высокой цене и покупают у других по более низкой. «Ты на меня работаешь 12 часов, а я плачу тебе за это 30 000». «Ты мне миллион, а я спасаю жизнь твоему ребёнку и делаю операцию». «Ты мне десять миллионов, а я тебя не сажаю в тюрьму». Общество купи-продай.

Это значит, что цель тех, кто хочет освободить общество от страха, состоит в борьбе за построение коммунизма как результата уничтожения капитализма. Строить коммунизм могут сознательные и достойные люди, а поможет им в этом марксистско-ленинская теория и её реализация на практике. Кроме того, действенный способ борьбы – это объединение. Бороться в одиночку бессмысленно – один в поле не воин. Бороться нужно вместе с товарищами, готовыми поддержать, защитить и помочь. Только всеобщее объединение трудящихся позволит изменить вектор развития общества. Теорию и практику борьбы, а также верных товарищей,  честные люди смогут найти в Рабочей партии России и в Красном университете. Туда мы Вас и призываем вступать и бороться за свободное коммунистическое общество. Пусть в Вашем сердце не будет страха, а только гнев, что в мире ещё существует несправедливость, рождаемая капитализмом.

Читайте также: