ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА КАК КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ПРОГРЕССА

Пётр Крутилин и Ксения Старцева,
Рабочая партия России


Наверняка многих удивит постановка вопроса в этой заметке: ведь у нас на дворе реставрация капитализма, и очевидно более важным и насущным является вопрос уничтожения классов и частной собственности, а дело устранения различий между людьми умственного и физического труда — это довольно далёкое будущее и сейчас не актуально. Но это лишь потому, что многие забывают, что начало — это неразвитый результат, а результат — это развёрнутое начало.

Данный вопрос отмечал Ленин в своей работе «Великий почин»: «Ясно, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не только отменить их собственность, надо отменить ещё и всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и умственного труда. Это — дело очень долгое. Чтобы его совершить, нужен громадный шаг вперёд в развитии производительных сил, надо преодолеть сопротивление (часто пассивное, которое особенно упорно и особенно трудно поддаётся преодолению) многочисленных остатков мелкого производства, надо преодолеть громадную силу привычки и косности, связанной с этими остатками…»

Ленин видел в социализме не просто общество уничтожения классов и частной собственности, но и общество, где должны уничтожаться различия между городом и деревней, различия между людьми умственного и физического труда. Причём это не какие-то отдельные, оторванные друг от друга процессы, а это взаимообусловленные процессы, т.е. они идут не один за другим в ходе прогресса, они идут параллельно и взаимосвязаны.

Получается, если упустить какой-то один момент в ходе прогрессивного движения общества, то неизбежно такой прогресс теряет силу и поворачивает вспять, что мы уже наблюдали на примере контрреволюции в СССР.

Именно поэтому вопрос уничтожения различий между людьми умственного и физического труда актуален как никогда. Это вопрос не только о том, что обеспечит прогресс в будущем, но и о том, кто способен сейчас возглавить и повести всю борьбу трудящихся до полной победы.

Каждый из нас независимо от своего положения в общественной системе производства может задать себе пару вопросов:

1) кто сейчас объективно заинтересован в уничтожении классов и частной собственности?

2) кто, кроме того, также объективно заинтересован в уничтожении различий между людьми физического и умственного труда?

И если при ответе на первый вопрос насчитается довольно обширный список из классов и прослоек, включающий в себя рабочих, мелкую буржуазию, инженеров, учителей и прочую интеллигенцию, то уже при ответе на второй вопрос эта группа резко сузится, или лучше сказать конкретизируется в рабочем классе, как единственном классе, заинтересованном в полной и бесповоротной борьбе до уничтожения различий между городом и деревней, между людьми физического и умственного труда, т.е. в полном уничтожении классов и предпосылок их реставрации.

Человек умственного труда объективно не заинтересован в утрате своего привилегированного положения относительно людей физического труда- это вполне понятно, на это есть вполне объективные причины: ввиду тяжести физического труда, вредности, монотонности и т.д.

Как ни странно, но этой утрате привилегий во многом способствует сама практика развития производительных сил. Сейчас очень часто слышатся замечания, что инженер — это уже не только представитель технической интеллигенции или управленец на производстве, но зачастую он по факту совмещает работу инженера и работу непосредственно производительного рабочего. И даже более того, всё чаще люди с высшим инженерным образованием работают рабочими, поскольку оборудование, на котором они работают, имеет такую сложность, что требуется инженерная квалификация (например, операторы станков с ЧПУ зачастую имеют квалификацию программиста). И в таких случаях самой логикой развития производства, уже самим уровнем образования таких специалистов даются дополнительные возможности для уничтожения различий между людьми умственного и физического труда.

На таком производстве, где каждый в равной степени участвует как в непосредственном производительном, так и в умственном труде, нельзя будет разделить рабочих и работников. А вопрос справедливого разделения труда будет состоять только в периодичной ротации ролей рабочего, инженера, профсоюзного работника или управленца между всеми участниками производства.

И если вышеописанное — это, скорее, дело будущего, то прогрессивное движение рабочего класса в деле уничтожения различий между людьми умственного и физического труда — это дело настоящего.

Это движение может быть обеспечено только систематическим и полноценным внесением научного, ленинского знания в рабочую среду, и важно это не только сейчас , но и на всем пути до полного уничтожения классов.

Отметим также философский момент вопроса преодоления различий между людьми физического и умственного труда. Согласно Гегелю человек — это мыслящий разум, и если опереться только на это верное, но абстрактное определение, то выходит, что люди умственного труда наиболее полно соответствуют ему. В дальнейшем Энгельс дал более конкретное определение человека: как животного общественного, трудящегося, говорящего и разумного. Из этих двух понятий логически вытекает, что для наиболее полного развития всех членов общества необходимо, чтобы люди физического труда имели полноценную возможность становиться «мыслящим разумом», а люди умственного труда непосредственно и производительно трудились.

Труд — это непременное условие существование человека, что отмечал Маркс в Капитале: «труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь». Физический и умственный труд — это неразрывные и взаимообусловленные моменты развития общества. Необходимо обеспечить каждому человеку возможность реализоваться в этих видах труда в равной мере, а не только в каком-то одном, как это в основном происходит сейчас.

Нужно побороть вековую привычку, что рабочий должен только работать руками и меньше думать головой: это выгодно эксплуататорам, и это старательно ими культивируется. В то же время в результате ужесточения эксплуатации рабочий класс неизбежно приходит к необходимости организованной борьбы сначала за насущные интересы в рамках профсоюзов, а в дальнейшем и за коренные, организовавшись в партию рабочего класса, на базе забасткомов создав советы, как организационную форму диктатуры пролетариата.

Для всего этого рабочему классу нужно знание, причём самое передовое марксистско-ленинское, для овладения им требуется серьёзная учёба и самообразование, а это снова, по сути, есть движение к уничтожению различий между людьми умственного и физического труда, движение к полному уничтожению классов.

Читайте также: