Интернет и телевидение как средства формирования общественного сознания

Сарайкин С.С.,
Рабочая партия России


Название заметки акцентирует внимание на том, с чем мы имеем дело ежедневно. Речь идёт о средствах массовой информации (СМИ). А именно, о влиянии на мысли, чувства, поступки людей через телевидение и интернет.

Вот несколько фактов, почерпнутых из публичных источников: в 2017 году, в среднем, каждый россиянин смотрел телевизор не менее 100 минут в день; в 2017 году количество пользователей интернет в России превысило 84 млн. человек (из 144,3 млн. россиян). Очевидно, что пассивно получая по 100 минут в день информацию, мы формируем мнение с учётом этой информации, она влияет на нас. Также цифры количества пользователей интернета говорит нам, что более 60% россиян подвержено влиянию информации, получаемой из этого источника.

Можно говорить о том, что мы рассматриваем два существенных источника формирования общественного сознания. Карл Маркс, ещё в 1844 году, в статье «К критике гегелевской философии права» писал: «Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами». Для нас именно телевидение и Интернет стали теми средствами, которые формируют идею, овладевающую массами. Как и любое изобретение человечества, они являются всего лишь инструментами. То, как использовать эти инструменты, определяет человек. Рассмотрим эти инструменты с позиций двух сторон: владельцев, авторов распространяемой с их помощью информации, и потребителей информации. Фактически, мы рассматриваем средства производства информации. Они материальны. Это – студии, камеры, приборы, светотехника, транспортные сети, коммутационное оборудование, центры обработки данных и т.д. Марксизм учит нас, что определяющую роль в производстве товаров и услуг играют владельцы средств производства. А зачем им владеть средствами производства, если они не дают прибыли, не способствуют росту капитала? Только в том случае, если средства производства позволяют получать прибыль, они имеют право на существование в капиталистическом обществе, могут быть использованы капиталистом. Политическая экономия учит нас, что они могут быть применены для производства товаров, услуг, идей. Разберём то, каким способом могут быть использованы средства производства информации с этих позиций. Они не задействуются непосредственно для производства материальных товаров. Однако, использование их для информационных услуг налицо. Наиболее ярким примером является реклама. Эта услуга способствует извлечению прибыли из производства товара, она содействует распространению товара, например. В этом смысле эти средства производства окупают себя и дают прибыль. Однако, мы имеем дело ещё и с производством идей. Что это такое, с позиций марксизма? Идея – это информация, побуждающая человека к действию. Именно производство и распространение идей и есть основная задача рассматриваемых материальных средств. Возьмём, к примеру, ту же рекламу. Если она информирует вас о существовании товара «телевизор», с определёнными характеристиками разрешения экрана и энергопотребления, то она является услугой по распространению товара. А вот если она рассказывает нам, что прошлое поколение телевизоров устарело, оно не престижно, потому что не 4K, потому что экран не изогнут и т.д., то что она делает? Она формирует идею о том, что нужно срочно избавится от старого товара «телевизора» и немедленно купить новый. Фактически, она побуждает людей выполнить действия. В этом смысле она является идеей. Следовательно, основная цель существования всей совокупности средств производства информации в капиталистическом обществе, есть рост капитала их владельцев. Отсюда следует очень важный вывод: телевидение и интернет являются средствами формирования и распространения идей в обществе, которые способствуют росту капиталов класса буржуазии. Поскольку класс буржуазии осуществляет свою диктатуру в капиталистическом обществе, он должен обеспечивать внедрение своих идей, пропагандировать свою идеологию в массах. Чем больше смотрит людей телевидение, смотрит видео или просматривает сайты в Интернет, тем больше на них воздействует пропаганда. Тем меньше их участие в классовой борьбе.

Как не парадоксально это звучит, но доход от производства идей интернетом и телевидением много выше дохода от производства услуг. Поэтому основная цель их существования не извлечение непосредственной прибыли, но обеспечение идеологического доминирования буржуазного класса. Использование интернета и телевидения в целях буржуазного класса укрепляет позиции этого класса в классовой борьбе. Обращаем ваше внимание на то, что рассматривая телевидение и интернет отдельно, мы имеем дело с двумя формами подачи информации. При этом они имеют одну суть.

Рассмотрим методы, которые применяет буржуазия для формирования идей посредством телевидения. Телевидение является каналом «насильственной» подачи информации в том смысле, что изготовитель информации «толкает» её в сторону потребителя. Другими словами, мы включаем телевизор и видим, слушаем то, что нам дают. Человеческое восприятие устроено так, что независимо от содержания, многократное повторение информации вызывает её запоминание. Следовательно, телевидение закладывает и поддерживает в нас информационные шаблоны. Особенно, если эти шаблоны увязаны с положительными эмоциями и ассоциациями. Классический вариант формирования шаблонов – реклама. Все знают, что такое Кока-Кола, например. Существует великое множество технологий, позволяющих навязать идеи. Например, драматургия, теоретические основы которой были описаны ещё в древнегреческой театральной традиции. Среди современных технологий активно применяются особенности человеческого восприятия: яркие цвета, низкие частоты, музыкальное оформление, спецэффекты и т.д.

В отличие от телевидения интернет ориентирован на потребителя информации. То есть потребитель «тянет» информацию сам, а не изготовитель «толкает» её в сторону потребителя. Интернет является более прогрессивным способом подачи информации. Но, опять же, он контролируется буржуазией и, следовательно, используется ей для защиты своих интересов. Ввиду прогрессивности интернета там, наряду со старыми, проверенными телевидением, технологиями, используются новые. Новые интернет-технологии действуют более тонко, но и более эффективно.

Распространено заблуждение, что люди самостоятельно получают информацию из интернета и потому их мнением нельзя манипулировать. Оно самостоятельно, оригинально, на него никто не может повлиять. Это не так по ряду причин. Во-первых, в интернете присутствуют те же новостные каналы, что и на телевидении. Их содержат капиталисты, которые определяют состав новостных лент. Во-вторых, аудитория интернета, преимущественно, попадает на наиболее популярные, «раскрученные» ресурсы. Не секрет, что раскрутка – суть та же реклама, продвижение информации монетизировано. Все желающие могут ознакомиться с расценками на продвижение сайтов в соответствующих разделах Yandex и Google, например. Таким образом, степень влияния на интернет-аудиторию пропорциональна объёму капиталовложений в интернет-ресурс. В-третьих, интернет насыщен рекламой, объём которой также пропорционален финансированию. Не стоит забывать про тонкости рекламных технологий, воздействующих на нас разных уровнях сознания и подсознания, использующих новейшие достижения науки. В-четвёртых, есть свои «изюминки» в применении технологий социальных сетей, больших данных и психологической обработки, которые свойственны исключительно интернету. Вот на них мы и остановимся подробнее, так как они широко применяются для манипулирования сознанием аудитории.

 Для социальных сетей свойственны те же процессы развития, что и для производств. Они растут, укрупняются, сливаются, монополизируются. По факту, сейчас мы имеем дело с 4-5 крупными социальными сетями. Внутри социальных сетей протекают те же процессы продвижения, монетизации, что и на веб-сайтах интернета. Однако, есть одна особенность. Она называется «информационные волны». Как это работает? Представьте, вы имеете новое мыло и хотите, чтобы максимально большое количество домохозяек узнало про него: что оно самое лучшее, что все мыла конкурентов много хуже, вреднее и т.д. Что вы делаете в социальной сети? Вы нанимаете 500 человек, каждый из которых создаёт 100 аккаунтов. Потом вы пишете рекламную заметку или снимаете ролик и даёте команду вашим нанятым людям опубликовать этот материал и по нескольку раз репостнуть его. Что мы имеем? Распространение этого материала в геометрической прогрессии. Например, для нашего случая, если каждый нанятый репостнул три раза на один аккаунт, мы имеем 500*100*3 = 150000 сообщений. Вся социальная сеть завалена однотипными сообщениями и они всем участникам сети попадают на глаза. Одним из вариантов такой технологии является то, что нам всем известно под терминами «лайкнуть», «количество просмотров», «откомментить». Такое явление и называется «информационной волной». Оно активно используется для навязывания мнения, глушения оппонентов. Но самое вредное, когда такая технология используется под соусом «для своих», «по секрету». То есть потребитель думает, что он сам добрался до какого-то сокровенного знания. А на деле он получил ложь.

Большими данными называются многочисленные несистематизированные данные о посетителях социальных сетей или пользователях интернет-сервисов. Технологии позволяют анализировать эти данные, определять ваши предпочтения и «подсовывать» вам персонализированную информацию. Например, вы авторизовались в vk.com и скачали «Капитал» Карла Маркса. Если движок социальной сети соответствующим образом настроен, он начнёт предлагать вам познакомиться со страничками других, интересующихся марксизмом. А если настроен «несколько иначе», то он отправит вас ознакомиться с трудами Ильина И.А. или Солженицына А.И. Или, что ещё хуже, отправит вас в группу идеалистов, которая специально создана для того, чтобы вы тратили своё время не на реальную борьбу за свои интересы, а на пустую деятельность. Например, на борьбу «за всё хорошее, против всего плохого», как призывает Алексей Навальный. Тот же механизм может быть использован и на любом другом уровне. Как вы думаете, почему при использовании браузера Chrome вас просят авторизоваться? Также большое заблуждение думать, что ваш мобильный телефон совершенно бесплатно, за ваш логин-пароль хранит ваши контакты, предпочтения, почту и другое в облаке Google или Apple. Ровно те же слова можно сказать и про отечественный Yandex.ru, Mail.ru.

Подведём итог. Телевидение вам покажет только то, что владельцы телеканала посчитают нужным показать. В интернете вы найдёте то, что владельцы ресурсов решили выложить. Фактором, определяющим состав информации, является капитал. Владеет капиталом буржуазный класс. Вся эта информация нужна капиталу только для того, чтобы расти, укрупняться. А буржуазии для того, чтобы доминировать и использовать самовозастающий капитал в своих интересах. Однако, не существует правил без исключения. Чем более молодая, прогрессивная технология, тем больше исключений. Если с телевидением всё устроено так, что без капитала нет возможности разместить информацию, то в интернете такие возможности пока есть.

Как же избежать навязывания мнения, отделить истину от лжи? Есть ровно один путь: критическое мышление. В чём он состоит? Прежде всего, следует сверять материалы из разных источников. Если материалы противоречивы, их достоверность вызывает сомнение. Если материалы непротиворечивы, их следует осмыслить критически. Основой критического мышления является научное мировоззрение. Признаком правильного научного мировоззрения является системная, цельная картина мира, когда любое событие или явление, будучи помещённым в эту систему, не противоречит ей. Что такое наука? Это знания, уложенные в систему. Это такая система, где каждая часть знаний связана с другой. Если из внешнего источника вы получаете материал, вы должны его сверить с вашим научным мировоззрением. Если материал не совпадает с наукой, он не является достоверным. Откуда же взять научное мировоззрение? Ответ дан В.И. Лениным: «Учиться, учиться и учиться…». Также не следует забывать, что все научные знания могут быть проверены практикой. Все они базируются на опыте, который всегда может быть воспроизведён на практике.

Наряду со своими отрицательными качествами интернет обладает и положительными. Одно из них – это неисчерпаемый источник научных знаний. Найти их легко, они общедоступны. Нужно активно пользоваться этим. Например, в широком доступе имеются Советские учебники. Как школьные, так и вузовские. Следует отметить, что советское общее образование как раз и отличалось системностью и воспитанием критического мышления. В этом смысле, оно было одной из самых прогрессивных образовательных систем. На видеоресурсах интернета доступны учебные фильмы, есть огромное количество профессиональных, в том числе и международных, форумов, где общаются специалисты. Эти сообщества открыты, там всегда можно получить дельный совет, ссылки на хорошую литературу. И если у вас возникнет вопрос: «Что же изучать в этом море информации?» Я отвечу: «Читайте классиков, а не изложение их трудов в других изданиях. Читайте книги, написанные гениями. Читайте книги, которые выдержали многократные переиздания и которые признаны научным сообществом, как эталон».

Читайте также: