В.И. ЛЕНИН О СОЦИАЛИЗМЕ КАК УНИЧТОЖЕНИИ КЛАССОВ

ГЕРАСИМОВ Иван Михайлович,
кандидат технических наук,
старший научный сотрудник ВНИИТрансмаш,
 вице-президент Фонда Рабочей Академии,
главный редактор газеты «Правда труда


Государство появилось с возникновением классов как орган классового господства. Конкретнее — аппарат классового принуждения и насилия. Поэтому с исчезновением классов оно отомрёт. Выступая на III Всероссийском съезде профессиональных союзов 7 апреля 1920 г., Ленин точно выразился:

марксизм есть теоретическое обоснование уничтожения классов. В той же степени марксизм есть и теоретическое обоснование отмирания государства. Как писал Энгельс, «когда государство наконец-то становится действительно представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним» [1].

Но отсюда вытекает и то, что пока есть классы, пока есть классовые различия, государство неминуемо сохранится. Только после победы рабочего класса это будет уже не государство диктатуры буржуазии, а государство диктатуры пролетариата. Пролетариат выражает волю всех трудящихся, волю большинства населения. Диктатура пролетариата — впервые в истории диктатура большинства. А после построения социализма исчезает класс, который нужно подавлять. Поэтому, как выразился Ленин, государство диктатуры пролетариата — полугосударство.

Но с середины прошлого века в Советском государстве начался процесс перерождения, закончившийся победой контрреволюции и реставрацией государства диктатуры буржуазии.

На это были и объективные причины. Классики марксизма не предусмотрели, что социалистическое государство будет десятилетиями находиться в капиталистическом окружении, вести войны с огромными потерями наиболее активных сторонников коммунизма. Что такое положение потребует развития кадровой армии, репрессивного аппарата, спецслужб. Что вынужденное засекречивание многих видов деятельности сделает невозможным рабочий контроль в этих областях.

Но были и субъективные ошибки. Что было сделано не так?

Под влиянием успехов начального периода социалистического строительства ослаблялось внимание к классовому характеру государства, который особо подчеркивал Ленин.

В работе «Великий почин» Ленин писал:

Ясно, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не только отменить их собственность, надо отменить еще и всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и умственного труда. Это — дело очень долгое. Чтобы его совершить, нужен громадный шаг вперед в развитии производительных сил, надо преодолеть сопротивление (часто пассивное, которое особенно упорно и особенно трудно поддается преодолению) многочисленных остатков мелкого производства, надо преодолеть громадную силу привычки и косности, связанной с этими остатками…

Предполагать, что все «трудящиеся» одинаково способны на эту работу, было бы пустейшей фразой или иллюзией допотопного, домарксовского социалиста [2].

А в работе «Удержат ли большевики государственную власть?» Ленин писал:

рабочий класс, дабы не потерять снова своего только что завоеванного господства, должен… обеспечить себя против своих собственных депутатов и чиновников, объявляя их всех, без всякого исключения, сменяемыми в любое время [3].

Относительно интеллигенции Ленин четко выразился в работе «Как организовать соревнование»:

Надо, чтобы рабочие и крестьяне ясно поняли разницу между необходимым советом образованного человека и необходимым контролем «простого» рабочего и крестьянина за разгильдяйством, столь обычным у ”образованных» людей” [4].

И в работе «Великий почин» ещё прямее:

не с помощью интеллигенции, а вопреки ее противодействию (по крайней мере, в большинстве случаев) пролетариат победит [5].

В последние десятилетия появилась мода «считать себя пролетариями, рабочими» у интеллигентов, пенсионеров и других трудящихся, не являющихся рабочими. Ленин, когда встал конкретный вопрос — кого считать рабочим при приеме в правящую партию писал:

Я бы советовал установить решением партконференции более строгие условия для приема в члены партии: срок кандидатства 1½ года для рабочего (считая рабочим того, кто не меньше 10 лет своей жизни работал в крупной промышленности простым наемным рабочим и теперь работает не меньше 2–3 лет), для всех остальных — 3 года [6].

В книге  «Детская болезнь «левизны» в коммунизме»:

Мы боимся чрезмерного расширения партии, ибо к правительственной партии неминуемо стремятся примазаться карьеристы и проходимцы, которые заслуживают только того, чтобы их расстреливать [7].

А в Политическом докладе ЦК на VIII Всероссийской конференции РКП(б) 2 декабря 1919 г. Ленин говорил:

Партия должна быть узкой настолько, чтобы вбирать в себя вне рабочего класса только тех выходцев из других классов, которых она имеет возможность испытать с величайшей осторожностью [8].

Нетрудно видеть, что это ленинское требование было нарушено.

А как же сделать так, чтобы диктатура пролетариата на деле была диктатурой рабочего класса? В той же работе «Удержат ли большевики государственную власть?» Ленин писал:

Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту [9].

И в работе «Государство и революция»:

При социализме многое из «примитивной» демократии неизбежно оживет, ибо впервые в истории цивилизованных обществ масса населения поднимется до самостоятельного участия не только в голосованиях и выборах, но и в повседневном управлении. При социализме все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял [10].

В статье «О борьбе внутри Итальянской социалистической партии»:

вытеснять этих представителей рабочей аристократии или обуржуазившихся рабочих со всех их постов и заменять их хотя бы даже самыми неопытными рабочими, лишь бы они были связаны с эксплуатируемой массой и пользовались ее доверием в борьбе с эксплуататорами. Диктатура пролетариата потребует назначения именно таких, не имеющих опыта, рабочих на самые ответственные государственные посты, иначе власть рабочего правительства будет бессильна, и оно не будет поддержано массой [11].

А как это обеспечить? В работе «Государство и революция» Ленин писал: «мы придем к полному разрушению бюрократизма.

Возможность такого разрушения обеспечена тем, что социализм сократит рабочий день, поднимет массы к новой жизни, поставит большинство населения в условия, позволяющие всем без изъятия выполнять “государственные функции”»[12]. В замечаниях и добавлениях Ленина к проектам «Положения о рабочей и крестьянской инспекции» говорилось:

Постепенно  вызывать крестьян с мест (обязательно беспартийных крестьян) для участия в Госконе в центре: начать хотя бы (если нельзя больше) с 1–2 от губернии, а потом, в зависимости от транспорта и других условий расширять.  То же для беспартийных рабочих [13].

Конечно, здесь колоссальное значение имеет постановка народного просвещения. В Программе РКП(б) говорится:

Ближайшей задачей на этом пути является в настоящее время дальнейшее развитие установленных уже Советской властью следующих основ школьного и просветительного дела:

1) Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет…

3) Полное осуществление принципов единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола, безусловно светской, т.е. свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общественно производительным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества.

4) Снабжение всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства.

5) Подготовление новых кадров работников просвещения, проникнутых идеями коммунизма.

6) Привлечение трудящегося населения к активному участию в деле просвещения (развитие «советов народного образования», мобилизация грамотных и т.д.).

7) Всесторонняя государственная помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян (создание сети учреждений внешкольного образования: библиотек, школ для взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекций, кинематографов, студий и т.п.)

8) Широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими политехническими знаниями.

9) Открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград между свежими научными силами и кафедрой; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и крестьянам воспользоваться высшей школой.

11) Развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей и использование для этой цели аппарата и средств государственной власти [14].

Важнейшее условие просвещения рабочего класса — наличие у него свободного времени. В «Великом почине» Ленин писал: «Маркс противопоставляет пышным декларациям прав простую, скромную, деловую, будничную постановку вопроса пролетариатом: государственное сокращение рабочего дня». Но как реализовать это на деле? Для этого и нужна диктатура пролетариата.

Диктатура пролетариата, если перевести это латинское, научное, историко-философское выражение на более простой язык означает вот что:

только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов. (Заметим в скобках: научное различие между социализмом и коммунизмом только то, что первое слово означает первую ступень вырастающего из капитализма нового общества, второе слово — более высокую, дальнейшую ступень его).

В работе «Детская болезнь левизны в коммунизме» Ленин так охарактеризовал диктатуру пролетариата:

Диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества [15].

В «Великом почине» В.И.Ленин разъяснял:

Диктатура пролетариата есть тоже период классовой борьбы, которая неизбежна, пока не уничтожены классы, и которая меняет свои формы, становясь первое время после свержения капитала особенно ожесточенной и особенно своеобразной. Завоевав политическую власть, пролетариат не прекращает классовой борьбы, а продолжает ее — впредь до уничтожения классов — но, разумеется, в иной обстановке, в иной форме, иными средствами.

Ясно, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не только отменить их собственность, надо отменить еще и всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и умственного труда. Это — дело очень долгое [16].

В работе «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» подчеркивается та же основополагающая мысль:

Социализм есть уничтожение классов. Диктатура пролетариата сделала для этого уничтожения все, что могла. Но сразу уничтожить классы нельзя.

И классы остались и останутся в течение эпохи диктатуры пролетариата. Диктатура будет не нужна, когда исчезнут классы. Они не исчезнут без диктатуры пролетариата [17].

По материалам международной научно-практической конференции «Ленин в современном мире» 2016 года.

Скачать сборник материалов можно по ссылке.


[1] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 16.

[2] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 13–15.

[3] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 78.

[4] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 201.

[5] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 19.

[6] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 283.

[7] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 30.

[8] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 361.

[9] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 315.

[10] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 116.

[11] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 420.

[12] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 116.

[13] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 116.

[14] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 432–433.

[15] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 27.

[16] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 15.

[17] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 279.

Читайте также: