В КНР защитили трудящихся-мигрантов от задержек и невыплат зарплат

Задержка и невыплата зарплаты рабочим-мигрантам как в России, так и в Китае является острой проблемой, набившей оскомину в обществе.

Компартия КНР решила покончить с задержками и невыплатами зарплат самому незащищённому слою населения – неквалифицированным рабочим из бедных провинций, приезжающим на работу на стройки в крупные города Поднебесной. Премьер Госсовета Ли Кэцян недавно подписал Распоряжение Госсовета, обнародовавшее «Положение о гарантии выплат зарплаты трудящимся-мигрантам». Оно вступило в силу 1 мая 2020 года, то есть разработано и принято еще до Двух сессий — Всекитайского собрания народных представителей — высшего законодательного органа КНР (ВСНП). Однако на Двух сессиях власти не преминули напомнить всем народным представителям об этом законодательном акте.

Действие Положения распространяется на рабочих-мигрантов, то есть граждан КНР из беднейших провинций, приезжающих работать на крупные городские стройки Поднебесной. Какие же меры по обеспечению своевременных выплат предусмотрены в «Положении о гарантии выплат зарплаты трудящимся-мигрантам»? Наиболее интересные и важные статьи приведены ниже.

Итак, Правительство КНР привлекает к мониторингу невыплат зарплат рабочим-мигрантам на стройплощадках как юридические организации, даже непрофильные, так и простых людей. Например, в Статье 8 упоминаются Коммунистическая молодежная лига, Федерация женщин КНР, Федерация инвалидов КНР. Правительство наделяет правом следить за нарушениями по выплатам зарплат, подавать жалобы в соответствующие органы «любые организации и частные лица». Этот креативный с точки зрения капитализма подход вполне в русле социалистической идеологии.

«Статья 8 Такие организации, как профсоюзы, Коммунистическая молодежная лига, Федерация женщин, Федерация инвалидов и другие организации согласно своим обязанностям и в соответствии с законом защищают право трудящихся-мигрантов на заработную плату.»

«Статья 10 … Любая организация или частное лицо имеет право сообщать о факте задолженности по зарплате перед трудовыми мигрантами в административный отдел социального обеспечения и трудовых ресурсов или в другие соответствующие органы.»

Если в России невыплаты зарплат, как правило, освещаются региональными СМИ, федеральные в основном обходят их вниманием. То в Китае государство стремится дать случаями задержки и невыплаты зарплат максимальную общественную огласку. Статья 9 призывает СМИ Китая распространять факты о нарушениях Трудового кодекса как можно шире, это должно стать своего рода курированием с помощью общественного контроля:

«Статья 9 Средства массовой информации должны распространять информацию о тех гарантиях, которые дает рабочим мигрантам «Положение об обеспечении оплаты труда трудящихся-мигрантов» и публиковать репортажи, с целью усиления общественного контроля в соответствии с законом за неправомерными невыплатами зарплаты рабочим-мигрантам, с целью направить процесс трудоустройства работодателями в соответствии с законом, сформировать правосознание, направленное на полную и своевременную выплату зарплат, направить рабочих-мигрантов на путь законной защиты их прав.»

С целью мониторинга и контроля за операциями по переводу зарплатных средств на карты рабочих «Положение» вводит обязанность Генподрядчика открыть специальный счет для зарплатных расчетов. Следить за переводом зарплатных средств должны, как вы думаете кто? Банки. Сотрудники банка ежедневно контролируют данные счета и в случае, непоступления зарплатных средств в срок, подрядчик должен будет объясняться с инспекторами Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР. Кроме того Подрядчик, задержавший зарплату, попадает в черный список.

«Статья 26 Генеральная подрядная организация открывает специальный счет для заработной платы трудящихся-мигрантов согласно соответствующим положениям, и специальный счет используется для выплаты заработной платы трудящимся-мигрантам проекта строительства.»

«Статья 27 Финансовые учреждения должны оптимизировать процесс открытия и обслуживания специального счета для зарплатных выплат рабочим-мигрантам и ежедневно контролировать этот специальный счет: в случае невыплаты зарплат, уведомляют генерального подрядчика. Подрядчик отчитывается перед администрацией Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения и другими профильными контролирующими организациями, кроме того подрядчика включают в список системы раннего предупреждения о задолженности по заработной плате.»

С таким подходом, фактически становится ненужным долгий этап подачи заявлений от работников в китайскую Трудовую инспекцию, рассмотрения, ожидания ответа и проверки. И действительно, прямое взаимодействие банка и Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения помогает гораздо быстрее и эффективнее выявить факт невыплаты зарплаты.

Как пишут китайские специалисты в сфере строительства, причина невыплат как правило заключается в конфликтах и разногласиях между подрядчиком и заказчиком. Поэтому Статья 24 Положения вводит обязательную для обоих сторон процедуру оформления платежных обязательств. А также Статья 29 обязует обе стороны совместно решать конфликт, вызвавший коллективную забастовку:

«Статья 24 Строительная организация (подрядчик) обязана должна предоставить строительной организации (заказчику) гарантию на оплату проекта.

Застройщик и подрядчик должны заключить договор подряда, сроки строительства, и согласовать период измерения оплаты проекта, план расчетов по этапам строительства, и периоды выплаты зарплат, а также гарантировать своевременную и в полном объеме выплату зарплат трудящимся-мигрантам. Срок выплаты зарплат не может превышать 1 месяц.»

«Статья 29… В случае коллективных забастовок, вызванных задержками зарплаты, заказчик и подрядчик должны совместно решать этот вопрос, а также отчитаться об этом перед местным отделением Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения и другими профильными контролирующими организациями.»

Непосредственную ответственность за выплату зарплат Статья 30-ая нового закона возлагает на Субподрядчика. Однако если тот не выплатит зарплату, эта ответственность автоматически переходит на генподрядчика. Круговая порука должна заставить обоих участников строительства контролировать друг друга.

«Статья 30 Субподрядная организация несет непосредственную ответственность за контроль заключения реальных трудовых договоров и выплату заработной платы трудящимся-мигрантам. … Если субподрядчик не выплачивает заработную плату трудящимся-мигрантам, то погасить задолженность должен генподрядчик, а затем уже взыскать эти деньги (с субподрядчика).»

Запрещается допускать к работе граждан, с которыми не был заключен трудовой договор. Подчеркивается, что договор должен быть заключен на имя работника. Видимо, имеют место быть какие-то подложные договоры на чужие имена.

«Статья 28 … Персонал, не заключивший трудовой договор с генеральным подрядчиком или субподрядчиком строительства и зарегистрировавший свои настоящие имена для трудоустройства, не должен входить на проектную площадку для строительства.»

Воспитание в самих рабочих более сознательного отношения к собственным правам выражено в 34-той Статье документа. Все необходимые контакты для подачи жалобы в местные надзорные органы должны быть вывешены на доске информации для рабочих стройплощадки. А подготовить и разместить данные надзорных органов должен сам работодатель.

«Статья 34 Генподрядчик обязан вывесить на доске информации полные данные по защите прав, содержащие следующие пункты:

(1) Базовая информация о застройщике, генподрядчике и проектных отделах, субподрядчике, профильных контролирующих организациях, инспектора по кадрам;

(2) Основная информация, такая как местные стандарты минимальной заработной платы и даты выплаты заработной платы;

(3) Контакты профильных контролирующих организаций, трудинспекции, каналы подачи заявлений о трудовом споре в арбитражный суд, контакты для подачи заявлений и вопросов в юридическую помощь, горячей линии общей правовой помощи.»

Функции оповещения общества о происходящих нарушениях трудового законодательства, воспитания в рабочих осознания своих прав и путей их реализации, привлечения к борьбе рабочих за улучшение условий труда и повышения зарплаты как можно более широкого круга лиц в Российской Федерации на сегодняшний день является инициативой немногочисленных «настоящих» профсоюзов, таких как «Действие», ФПАД, инициативных лиц создающих видеоролики о трудовых конфликтах для видеоканалов, таких как «Фонд Рабочей академии», «Забастком», «Луч». В Китае же данные функции уже на законодательном уровне приняло на себя государство и в лице Компартии КНР закрепило их в «Положении о гарантиях выплат зарплаты трудящимся-мигрантам». Защиту от невыплат зарплаты согласно Положению получили не все трудящиеся, однако начало положено именно в отношении наиболее бесправной и забитой категории граждан – выходцев из нищих деревень, не имеющих высшего образования и другого источника дохода кроме как продавать свою способность к труду вдали от родной деревне на строительной площадке. И это огромное достижение в построении социализма Китайской Народной Республики.

Паук Наталья Витальевна

Источник: https://www.henan100.com/news/2020/936727.shtml

Читайте также: