В XIX ВЕК НЕ ПОЙДЕМ!!!

А.С.Казеннов,
доктор философских наук,
преподаватель Красного университета,
профессор Фонда Рабочей Академии


Когда великий английский мыслитель-гуманист и хозяйственный гений Роберт Оуэн в самом начале XIX века создал предприятие с относительно человечными условиями труда и 10-часовым рабочим днем для своих работников, это было громадным толчком прогресса. Это оказалось не только гуманно в отношении рабочих, но и выгодно для собственника. Прибыли росли как на дрожжах, а вместе с ними известность, почет одних и зависть других. Среди восторженных поклонников Оуэна и его менеджмента оказался даже великий князь Николай Павлович (будущий Николай I), предложивший организовать такое же производство с 2000 английских рабочих в России. Он, конечно, не понимал тогда, что это – первый опыт строительства социалистических общественных отношений, хотя и утопическим образом. Но когда это стало ясно английской, более сметливой, буржуазной общественности, от Оуэна отвернулась почти вся буржуазия и он разорился. Тем самым он показал, что на одном отдельно взятом предприятии невозможно создать единичную трудовую общину, а 10-часовой рабочий день буржуа были готовы задушить своими руками. Тем не менее, идея такого рабочего времени оказалась слишком жизненной, чтобы с ней можно было покончить даже и передовой английской буржуазии. Она сохранилась в умах и сердцах рабочих. И с опозданием на 50-60 лет (в разных странах), но идея 10-часового рабочего дня победила под давлением проповеди марксизма и I Интернационала (Международного товарищества рабочих), руководимого Марксом и Энгельсом, потребовавшим уже «ограничить рабочий день 8 часами»[1]. Под страхом восьмичасового рабочего дня, буржуазия соглашалась на 10-часовой. Но уже в 1866 году американские рабочие Данкерка (штат Нью-Йорк) на Всеобщем рабочем съезде в Балтиморе заявили, что нужен закон, который «признал бы восьмичасовой рабочий день нормальным рабочим днем во всех штатах Американского союза… Мы решили напрячь все наши силы для борьбы за достижение этого славного результата».[2]  Тогда профсоюзы этого не добились. Но это был второй после Оуэна крупный прогрессивный шаг в развитии производства и общества в целом. И он был реализован на государственном уровне сначала коммунистами в России после революции 1917 года, а потом продавил и буржуазию Запада. Эти два завоевания XIX века сократили рабочий день в целом на 6 – 8 часов. Не слабо, хотя стоило это больших жертв.

А когда закон о 8-часовом рабочем дне стал входить в жизнь в передовых странах, американские рабочие выдвинули новое требование: о переходе к 6-часовому рабочему дню. Причем они выставили это требование не в плане единичной забастовки, а в порядке политического требования: «У нас есть только один политический вопрос, а это – вопрос о доходе рабочих и об их рабочем дне».[3] Это требование поддержали коммунисты, и В.И.Ленин уже в 1914 году убеждал: «Страна… (имеется в виду Америка – А.К.) может сразу утроить (курсив В.И.Ленина – А.К.) свои богатства, утроить производительность своего труда, обеспечивая этим всем (курсив В.И.Ленина – А.К.) рабочим семьям сносную, достойную разумного человеческого существа, высоту дохода и не чрезмерную длину рабочего дня, в 6 часов ежедневно»[4]. Это было сказано за три года до Великой Октябрьской революции! Эту идею В.И.Ленин планировал реализовать в России. Но разоренная войнами Россия не могла тогда сразу этого себе позволить. Но уже в 1939 году, на 18 съезде ВКП(б), И.В.Сталин, выполняя заветы В.И.Ленина, призвал правительство к планированию перехода на 6-ти часовой рабочий день. Однако развязанная вскоре против такой политики коммунистов СССР Вторая мировая война не дала реализовать эти планы, а хрущевцы, вынужденные выполнять их, сделали вид, что выполняют, установив «пока» 7-часовой рабочий день в начале 1960-х, хотя были все условия для этого. Это сокращение рабочего времени за неделю было сконцентрировано во второй выходной день в субботу. Это был третий крупный прогрессивный шаг в деле сокращения рабочего дня. И он был завоеванием рабочего класса СССР в ХХ веке. И оно воздействовало на сокращение рабочего времени во всем мире. Мировой рабочий класс получил значительное облегчение.

В современной буржуазной России не только отброшены прогрессивные завоевания рабочего класса за два века, но отброшено и само прогрессивное советское трудовое законодательство, осуществлены попытки (М.Прохоров, Российский союз промышленников и предпринимателей) законодательно утвердить уже фактически существующий на многих предприятиях 12-ти часовой рабочий день. Эта атака на рабочий день была отбита ещё в основном советским народом. Но буржуазия не успокоилась и не успокоится.

И вот теперь, уже  в XXI веке, появляется новая инициатива буржуазного правительства Медведева – перевести производство на 10-часовой рабочий день при четырех рабочих днях и 40 часовой рабочей неделе. Однако сегодня 10-часовой рабочий день – это не прогресс, не гуманность, и тем более не эффективность отдельных предприятий и менеджеров, а попытка отбросить весь рабочий класс в состояние XIX века в его полуфеодальном положении. Ведь теперь привыкшему к завоеванному с большими жертвами рабочему графику человеку предлагается порядок позапрошлого века.

И кажущийся выгодой трехдневный выходной окажется дополнительной уздой и бременем для тех, кто после 10 часов работы уже не сможет заниматься семьей и домашними делами, кто не сможет уже достаточно читать и развиваться, кто не сможет серьезно повышать квалификацию, кто окажется без работы вообще вследствие перераспределения его 8-ми рабочих часов  четырем другим работникам по два часа, кто из-за малой зарплаты вынужден будет искать дополнительную работу на эти «выходные», у кого таким способом получится 70-часовая рабочая неделя, кто за три выходных дня потеряет рабочую форму и будет её восстанавливать весь первый рабочий день следующей недели, кто будет дважды обедать (или не обедать и портить свое здоровье) и увеличивать общее время пребывания на производстве и отрывать его от своих семейных дел и развития. А все они вместе не смогут собраться вместе на предприятии для решения профсоюзом общих проблем: в рабочие дни уже устали после 10 часов труда, а в «выходные» их не пустят на предприятие – они «свободны».

В частной беседе рабочие одного деревообрабатывающего предприятия города Вышнего Волочка просветили: 1) три дня выходных – это много: от двух еле отходим, а так пьянка еще увеличится; 2) это на Западе будет четырехдневная неделя, а у нас она не долго продержится и станет пятидневной при 50-ти часовой нагрузке, а кое-где и 60-ти часовой. И этот ход мыслей в целом оправдан для нашей сегодняшней экономики и для нашей буржуазии.

Поэтому накат современной буржуазии на рабочий класс в целом будет сильнейший. Конкуренция внутри рабочего класса, а, следовательно, и его разобщенность, усилится. Соответственно усилится и степень эксплуатации рабочего класса. А она и сейчас в 4–5 раз выше, чем в европейских странах. Собственно, вот этот натиск буржуазии есть продолжение её наступления в ситуации, когда неразвитость профсоюзов, их придавленность шмаковскими лжепрофсоюзами, позволяют ей подобную степень эксплуатации. И, как видим, она не собирается останавливаться на достигнутом. Она хочет нас отбросить в начало XIX века. Её не останавливает ни вымирание населения, ни нищета миллионов трудящихся, ни тонущие в грязи города, ни практически отсутствие экономического роста.

Остановить этот натиск буржуазии и дальнейшую деградацию народа может только рабочий класс в союзе с сознательными трудящимися из других социальных слоев. Организации и методы этой борьбы нашему рабочему классу в основном известны. Опыт такой борьбы есть. Так что осталось немного: взяться за дело и отбросить перспективу возвращения в XIX век.


[1] Циттировано по: Маркс К. Капитал/Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.23, с. 310

[2] Цитировано по: Маркс К. Капитал/Соч., т.23, с.310

[3] Цитировано по: Ленин В.И. 4000 долларов в год и 6-ти часовой рабочий день/Ленин В.И. Третье собр.соч., т.17, с. 177

[4] Ленин В.И. 4000 долларов в год и 6-ти часовой рабочий день/Ленин В.И. Третье собр.соч., т.17, с. 178

 

Читайте также: