«Вопросник Ленина»: 57 вопросов к товарищам рабочим

Ленин и рабочее движение… Данной теме посвящено немало исследований. Однако наиболее говорящим материалом может служить публикация в последнем, 40-м по счету томе «Ленинского сборника»*, вышедшего в свет в 1985 году. (После прихода Горбачева к руководству в партии издание сборников было прекращено).

Тщательно исследуя экономику России, Ленин привлекал изучавших «Капитал» рабочих для выяснения конкретных форм эксплуатации на заводах и фабриках. Соответственно в 40-м томе сборника был впервые опубликован вопросник для изучения условий труда и жизни трудящихся, написанный В.И. Ульяновым в 1894 — 1895 годах и состоящий из 56 вопросов. Этот уникальный документ дает ясное представление о том, какие конкретные факты жизни русского пролетариата интересовали В.И. Ленина в тот период. Настоящий вопросник распространялся зимой 1894/95 года среди членов петербургского “Союза борьбы за освобождение рабочего класса», а также среди пропагандистов других кружков.

Рукопись документа не сохранилась. Однако ленинское авторство доказано исследовательским путем. Вопросник был найден кандидатом исторических наук, доцентом Московского института международных отношений Владленом Ложкиным среди документов департамента полиции по делам соратников В.И. Ленина, арестованных вместе с ним в декабре 1895 года, и при последующих массовых арестах членов петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Во время обысков 9 декабря этот документ был найден в квартирах П.Н. Лепешинского, С. Гуляницкого, А.Л. Малченко и П.К. Запорожца. 12 августа 1896 года его изъяли у М. Ивановой. Текст написан черными чернилами рукой неизвестного на листах бумаги формата ученической тетради. Он не имеет подписи и даты. Тем не менее авторство Владимира Ильича установлено путем стилистического сопоставления с другими его работами этого периода, а также на основании воспоминаний соратников по петербургскому «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса». Так, М.А. Сильвин, член центральной группы «Союза борьбы…», в своих воспоминаниях «В дни “Союза борьбы за освобождение рабочего класса”» писал: «Вопрос об изучении условий работы и жизни рабочих на каждом заводе был уже поставлен Владимиром Ильичем. Теперь он составил подробный «вопросник», который интересно было бы разыскать где-нибудь в старых жандармских архивах. Вопросник этот занимал несколько более четырех четвертушек листа, написанных его убористым почерком. Этот вопросник имелся у каждого из нас. Мы размножили его и раздавали пропагандистам других кружков. Мы так увлеклись собиранием сведений, что на некоторое время забросили всякую пропаганду. Владимир Ильич тоже занимался этим делом очень ретиво. Кто-то из наших рабочих, Шелгунов или Меркулов, посещал его на дому, и он до седьмого пота доводил их своими расспросами.

Упоминание о листках с разработанными вопросами, которые получали слушатели кружка от своего лектора — В.И. Ленина, имеется и в воспоминаниях И.В. Бабушкина. «Мы получали от лектора листки с разработанными вопросами, которые требовали от нас внимательного знакомства и наблюдения заводской и фабричной жизни. И вот во время работы на заводе часто приходилось отправляться в другую мастерскую под разными предлогами, но на деле — за собиранием необходимых сведений посредством наблюдений, а иногда при удобном случае и для разговоров. Мой ящик для инструмента был всегда набит разного рода записками, и я старался во время обеда незаметно переписывать количество дней и заработков в нашей мастерской». «Получить точные ответы на простые, казалось бы, вопросы о рабочей жизни было не так легко. Мы спрашивали, например, чем особенно недовольны рабочие в данный момент, на что они жалуются, что они хотели бы устранить на заводе, и получали иногда неожиданный ответ: «Перестали давать кипяток, вот и волнуются по этому поводу, требуют кипятку». Или из другой области: «Убавлена расценка на пятачок, предвидится из-за этого пятачка забастовка». Эти «кипяток» и «пятачок» были у всех на языке и испортили нам впоследствии немало крови после того, как агитация развернулась». Собранный материал о рабочей жизни по предложению Ленина было решено использовать для печатной агитации, подготавливая листовки (листки, прокламации) для рабочих конкретного предприятия по каждому конкретному острому поводу. Для начала, чтобы не слишком пугать рабочих революционными идеями о свержении самодержавия (царю на тот момент народные массы  е щ е   в   с т р а н е   в е р и л и), было решено начать с тех негативных явлений, которые нарушали действующее законодательство».

Сам В.И. Ленин в работе «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» также вспоминал о своей беседе с рабочими по вопросам, близким по содержанию с публикуемым «Вопросником» (см. ПСС, том 6, стр. 152)

*  «Ленинские сборники» — это сборники, в которых опубликованы рукописи подготовительных материалов к произведениям и выступлениям В.И. Ленина, проекты постановлений, наброски, конспекты и тезисы по различным вопросам, а также письма, телеграммы и записки, написанные Лениным за период 1895-1923 гг. Единого порядка размещения материала в «Ленинских сборниках » нет. Материал располагается тематически или хронологически.
Хотя подавляющая часть документов из «Сборников» вошла в 5-е издание сочинений Ленина, сборники сохраняют своё значение: как источник при изучении процесса сбора и анализа ленинского наследия, поскольку часть подготовительных материалов не вошла в ПСС; в «Л. с.» аутентичное воспроизведение ленинских подлинников (особенности орфографии, сокращений слов и т.п.); в сборниках напечатаны письма и многие другие материалы, связанные с появлением того или иного ленинского документа. Материалы «Л. с.» раскрывают процесс разработки и методологию исследования Лениным разнообразных теоретических и практических проблем. 1-й и 2-й «Л. с.» издавались 3 раза в 1924—25; 3, 5, 9, 11 и 12-й сборники издавались 2 раза в 1924—1931. В 1—32-м сборниках имеется указатель имён, упоминаемых в документах; в 36-м и 37-м указатель имён и тематический указатель.
Всего с 1924 по 1985 гг. вышло 40 выпусков.

Публикуемый ниже материал предоставлен нашим ленинградским товарищем К.В. Федотовым, первым заместителем председателя профкома докеров ЗАО «Первый контейнерный терминал». Рекомендуется для практического использования при изучении конкретных условий труда и соответствующей им степени готовности работников того или иного предприятия (его отдельных звеньев) к таким наступательным коллективным действиям как: создание профсоюзной организации, подготовка и широкое обсуждение проекта коллективного договора, организация рабочей кассы и формирование контрольных органов за распределением средств, создание забастовочного фонда, информационная работа и связь между рабочим активом данного предприятия и его поставшиков, смежников и т.д. 

ЛЕНИНСКИЙ СБОРНИК

XL

стр. 19 — 25

ВОПРОСНИК

(1894-1895)

I. ФАБРИКИ И ФАБРИЧНОЕ НАЧАЛЬСТВО

1. Название фабрики или завода.
2. Адрес.
3. Год основания.
4. Не было [ли] каких перемен в управлении фабрики, производстве и порядке работ. Отразилась ли на рабочих (их положении на фабрике, зараб.плате и проч.) перемена управляющего, директора, мастера и проч. Указать наиболее характерные примеры.
5. Фамилия владельца и управляющего.
6. Перечисление всех.

II. РАБОЧИЕ НА ФАБРИКЕ

7. Число рабочих муж. и женск. пола, взрослых (приблиз. года), подростков и детей обоего пола.
8. Национальность рабочих (сколько каждой национальности). Какие отношения между ними. Отношения к русским мастерам и пр. Замечается ли вражда между различными национальностями. Чем объясняется. Примеры. Как развиты из других национальностей.
9. Происхождение рабочих — деревенские или местные жители. Что первых заставило идти в город, давно ли. Резко ли отличаются деревенские рабочие от городских (в чем): как к ним относятся городские; нет ли отчуждения, розни городских и деревенских; водят ли знакомства одни с другими; как себя держат деревенские вначале и потом.
10. Подолгу ли живут рабочие на данной фабрике, если меняются, то почему.
11. До какого возраста доживают на различных работах. Не требуется ли по временам отдых. Уезжают ли в летние месяцы в деревню для поправки здоровья или же, деревенские, для обработки поля. Много ли лет подряд можно проработать на данной фабрике. Условия приема на фабрику. Докторский осмотр. Не бывает ли, что большинству дают свидетельство о болезнях, которых у них нет, но которые появляются после, при самом процессе работы.

IIIУСЛОВИЯ  ТРУДА

  1. Указать все отдельные специальности работы (машинисты, прядильщики, слесаря, токаря, чернорабочие и пр.). Число рабочих по каждой специальности, принимая во внимание пол, возраст.
  2. Описание работ. В чем состоит работа каждой специальности, т.е. требует больше умственного или физического труда. Неподвижность, монотонность, надоедливость работы.
  3. Помещение фабрики, его величина, температура, чистота; указать отделения, где особенно плохо (пыль, жара, сквозняки, холод и пр.). Гигиеничность помещения.
  4. Машины какие, очень ли быстро ходят (не увеличилась ли за последнее время их быстрота), не отличаются ли опасностью (зубчатые колеса, неприкрытые опасные части приводов), существуют ли какие-нибудь ограждения, часты ли несчастия вообще, какие и отчего бывают всего чаще (узкие проходы, утомление, чистка на ходку). Как относятся ко всему этому рабочие — факты.
  5. Существует ли какое-нибудь вознаграждение за увечье; часты ли суды и в чью сторону выигрыш; указать примеры, сколько платила фабрика за увечье и сколько [раз] ничего не давала; куда большей частью деваются изувеченные, неспособные работать.

IV. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
(Условия получения, причины повышения, понижения, сроки расплаты и т.д.)

  1. Заработная плата по специальности, возрасту, полу…
  2. Сравнение с прошлым относительно заработка; если понизилась, то с которых пор; если прибавлена, то почему; примеры.
  3. Задельная (поштучная) плата. Нет ли нормы (известного количества сдельной выработки); если существует задельная плата, то с которых пор введена; сравнительно с поденной лучше ли оплачивается; нет ли стремления к увеличению нормы, благодаря конкуренции между работающими.
  4. Применяется ли в некоторых отделениях поденная или понедельная плата и проч.; понимает ли рабочий преимущества поденной или понедельной платы; как относится к той и другой — примеры.
  5. Существует ли разделение на цехи и цеховая плата; не бывает [ли] случаев, когда рабочий получает ниже цеховой платы («прогар») и насколько виновата здесь администрация фабрики; как высока цеховая плата сравнительно с другими и как к ней относятся рабочие — примеры.
  6. Сроки расплаты; не было ли в последнее время сокращений или удлинений; отношения рабочих к различным срокам расплаты.
  7. Существуют ли подрядчики: 1.подрядчики (старшины), которые берут только на работу от фабрики, расплачивается же сама фабрика; 2.подрядчики (штучники), которые от себя дают работу, взятую от фабрики, и расплачиваются сами (не контора); кто эти штучники — мастера или рабочие; многим ли они пользуются от рабочих (в смысле эксплуатации и получки барышей); понижают ли они заработок; как относятся рабочие к этому, особенно ко вторым; не было ли требования уничтожения этих штучников.
  8. Постоянство (непрерывность) работы; когда фабрика особенно усиленно работает (время года); получают ли плату или расчет рабочие на случай перерыва; не вынуждают ли рабочих дожидаться начала работ без расчета.
  9. Существует ли «армия безработных» на данном заводе; нет ли живущих при заводе постоянных кандидатов (посещающих фабрику ежедневно и на случай отказа от места рабочим занимающих его место); нельзя ли указать, откуда безработные появляются (машины ли выталкивают, благодаря большей производительности или прекращение заказов на данную фабрику и пр.). Заметно ли давление безработных на работающих в смысле понижения заработной платы, более частых чисто произвольных отказов от работы со стороны начальства и вообще большего произвола*.
    27. Заключение контрактов и условий фабрики с рабочими. Описать подробнее условия приема. Если отказывают, то почему — факты; сколько является ежедневно наниматься.
    28. В какое время года меньше, больше.

V. РАБОЧИЙ ДЕНЬ

29. Длина рабоч. дня в будни и по субботам; по отдельным специальностям, полу, возрасту, мастерским и отделениям; относительно кочегаров и вообще длины рабочего дня у рабочих, которым необходимо раньше являться на фабрику (чтобы приготовить паровой котел к работу, машину и проч.).
30. Смены; существует ли таковые, описать подробнее когда начинаются, кончаются, какие перерывы; ночная работа по полу, возрасту, специальности… Как относятся рабочие к сменам и ночным работам на данной фабрике.
31. Если существует ограничение рабочего дня для детей, то строго ли таковое выполняется согласно с законами фабричн. инспекции; от кого это зависит; не ведет ли работа детей к сокращению рабочего персонала и выбрасыванию рабочих взрослых на мостовую. Примеры.
32. Существует ли отличие между установленным рабоч. днем и сверхсрочной работой; нет ли произвольных удлинений, например, пускают машину раньше и останавливают позже, оттягивают время от завтраков, обедов и проч.
33. Есть ли сверхсрочная работа, часто ли, надолго ли, заставляют ли работать в праздники; как оплачивается в различные времена. Указать пример, сколько сверхсрочной работы приходилось в неделю, месяц… в какое время года наибольше; не заметно ли, что сверхсрочная работа понизила заработок; если так, то указать примеры.
34. Праздники, число их, празднуют ли воскресенья, царские, двунадесятые; не бывает ли работы в праздники и как она оплачивается.

VI. БЛИЖАЙШЕЕ НАЧАЛЬСТВО РАБОЧИХ, УСЛОВИЯ ПРИЕМА РАБОТ, ПОКРАЖА И ШТРАФЫ

35. Мастер, подмастерья и подподмастерья (указатели, рядчики и пр.); отношения к ним рабочих, из кого они, как относятся к рабочим (брань, побои); бывают ли протесты со стороны рабочих и к чему они ведут — факты и факты; как относятся мастера и проч. начальство к женщинам и детям.
36. Браковка материала; штрафуют ли, когда виновата не работа, а негодность данного материала (гнилые нитки у ткачей и проч.). Примеры, подробно.
37. Не бывает ли покражи материала как со стороны рабочих, так и со стороны мастеров. Бывают ли обыски, подробнее эту операцию над женщинами (не бывает ли раздевания догола, издевательств); если бывает покража, то какие она влечет последствия для рабочих (штраф, расчет, предание суду). Чем вызывается покража, не низким ли заработком.
38. Штрафы; перечисление их (за опоздание, на сколько времени — за сколько штрафуют, наприм. ¼ часа, ½ дня, неявку, прогул, ослушание и проч.); в каком размере. Побольше примеров, сколько выбирали штрафами фабриканты с рабочих в неделю, в месяц. Куда идут деньги (в пользу ли капиталистов, или в капитал на нужды рабочих, согласно закону). Не обходился ли этот закон посредством, например, штрафов наградными. (Уменьшают рабочим плату штрафами, а потом, мол, наградим).
39. Как поступают с потерявшими способность к работе (увечных или от старости). Рассчитывают или дают обеспечение. Не помещают ли в фабричную больницу; на чей счет лечат пострадавших — факт.

 

VII. ЧИСТКА МАШИН, ШКОЛЫ, МЕДИЦИНСКАЯ  ПОМОЩЬ

  1. Чистка машин, станков, дается ли особое время, на ходу или останавливают при чистке. Не часты ли при этом несчастия и не было ли протеста рабочих. Не полагается ли особая плата за чистку.
  2. Есть ли школы, число учащихся, дети рабочих или мастеров, бывает ли, чтобы учились работающие, нет ли вычетов из заработной платы на содержание школ. Как относятся фабриканты и рабочие, какое придают значение.
  3. Много ли грамотных, читают ли газеты, книги, какие чаще, выделяются ли читающие интеллигентные рабочие из остальных, как относятся другие рабочие к таковым, мастера не враждебны ли читающим.
  4. Как относятся фабриканты к читающим книги рабочим, к посещению воскресных школ, не враждебно ли смотрят на это.
  5. Есть ли больницы, как поставлены; делаются ли вычеты из рабочей платы за них; как относятся врачи к рабочим, и наоборот.

 

VIII. ФАБРИЧНАЯ ИНСПЕКЦИЯ, ЖАЛОБЫ, ЖИЛИЩА, ПИЩА

  1. Фабричная инспекция, часто ли посещает фабрику, насколько внимательны и добросовестны к фабричным недостаткам. Как относятся к жалобам рабочих. Пример, примеры и примеры. Фамилии инспекторов и их адреса.
    46. Жалобы фабрикантам, полиции или инспекции. Считают ли рабочие полезным жаловаться, не было ли увольнений с фабрики, арестов, штрафов после жалобы — примеры.
    47. Жилища рабочих при фабрике и от фабрики. Фабричные казармы, сколько стоят, величина, чистота, обстановка, не берет ли хозяин прибыли на этом, цена. Строго ли смотрят за рабочими в казармах, нет ли стеснительных правил и других полицейских мер, как холостым и семейным — подробнее; есть ли бани, отношение рабочих к фабричным казармам, довольны ли, нет ли протестов — примеры.
    48. Вольные жилища рабочих, описать их так, как и казармы. Как устраиваются семейные, холостые; по много ли живет в одной комнате; теснота, цена, какое расстояние и сколько времени отнимается на ходьбу на фабрику.
    49. Пища рабочих, часто ли едят мясо. Существует ли столовая при фабрике, не наживаются ли на них фабриканты; нет ли общих чтений в таких столовых, что читают; цена, как относятся рабочие к таким столовым; примеры.
    50. Не расплачиваются ли фабриканты товарами, какими; не дороже ли и вообще выгодно ли это для рабочих или нет — примеры.
    51. Существуют ли фабричные лавки; обязательно ли забирать в них, разница в ценах; примеры подробнее; качество товаров, отношение рабочих к таким лавкам, протесты, бывают ли соглашения фабрикантов с лавочниками; к чему это ведет; примеры.
    52. Нет ли потребительных или сберегательных обществ. Обязательны ли вычеты у рабочих за это. Существует ли контроль со стороны рабочих; не бывает ли злоупотреблений; как рабочие к этому относятся. Ест ли стремление у рабочих самостоятельно устраивать кассы, доставляющие на случай безработицы вспомоществования.
    53. Бывают ли пожертвования (не оказывают ли давления на рабочих — жертвовать на молебны, иконы и проч.). Не дающие этого не подвергаются [ли] опале со стороны начальства. Как рабочие относятся к этому. Примеры.
    54. Кредит у лавочников. Многие ли забирают в кредит товары; разница при этом в цене; понимают ли рабочие убытки при этом; выгодность этого. Помышляют ли об изменениях. Примеры.

IX. ЧЕРНЫЕ КНИГИ И СТАЧКИ

55. Черные книги, нет ли таковых, где фабриканты записывают рабочих. Как относятся к политически замешанным. Не делают ли пометки на паспортах. Насколько дружелюбны отношения фабрикатов с полицией, фабричной инспекцией. Примеры.
56. Протесты и стачки. Подробнее перечислить все случаи и поводы, ход дела, последствия и результаты. Бывают ли и бывали ли примеры стремления рабочих ко всякого рода союзам, к каким. Больше примеров.
57. Как рабочие смотрят на такие средства защиты своих интересов.

 

* Пункт 26 в рукописи отсутствует.

 

ЛС-1

ЛС-2

 

ЛС-3

 

ЛС-4

 

ЛС-5

ЛС-6

ЛС-7

ЛС-8

ЛС-9

Какое же действие оказывали на рабочее движение материалы, которые собирались на основе «ленинского вопросника», а впоследствии публиковались в нелегальных изданиях «Союза борьбы…»?

Кржижановский: «Начиная с зимы 1894 года шпионско-полицейскому механизму Петербурга пришлось в усиленном масштабе познакомиться с той «возмутительной» литературой «подмётных листков», которые, несмотря на примитивную гектографскую форму своего производства, весьма заметно стали распространяться именно с этого времени в стенах главнейших петербургских фабрик и заводов. В этих листках, составленных на основании наших бесед с рабочими, мы старались исходить из повседневных нужд, из данной конкретной обстановки той или другой фабрики, возможно более быстрым темпом переходя к лозунгам политического характера, явно вытекавшим из тех препятствий, которые царское правительство громоздило на путях борьбы рабочих за чисто экономические блага. Летучие митинги, регулярные маёвки, наконец, создание постоянного литературного органа — вот что должно было с естественностью возникнуть из тех заданий, к которым приводил лозунг агитации».

Далеко не все революционеры были согласны с такой формой соединения марксизма с рабочим движением, как предложенный Лениным переход к агитации в массах на почве повседневных нужд рабочих. Некоторые даже считали, что подобный метод уведет революционное движение в сторону от социализма.

Сильвин: «Оппоненты против нового метода подпольной работы главным образом С. И. Радченко и Г. Б. Красин, приводили то возражение, что мы размениваемся на мелочи, революционную работу сводим к борьбе за кипяток и вместе с тем проваливаем дело социалистической пропаганды, потому что с переходом к широкой агитации все наши кружковые рабочие, конечно, очень быстро будут выхвачены жандармами, и всё дело приостановится… Между тем агитационная кампания шла полным ходом. Рабочие Путиловского завода Борис Зиновьев и Пётр Карамышев с подобранной ими группой молодёжи агитировали открыто всюду, где возможно, разбрасывали листки прямо на улицах, в толпе рабочих, при выходе с заводов и в других местах. Листок обычно касался какого-нибудь частного случая: злоупотреблений, нарушения закона, сбавки платы без предупреждения и т. п. Приезжал фабричный инспектор, начиналось расследование, полиция вела своё дознание. Всё это было событием в однообразной заводской жизни, вызывало толки, будило интересы. Напряжённо ждали, каков будет результат вызванной листком шумихи. Уже самое распубликование злоупотребления или случая произвола, казавшегося своим, домашним, внутренним делом, порождало само по себе возбуждение.

— Ловко продёрнули! — говорили в толпе, читая свежий, только что подобранный листок. Читали его теперь уже громко, т. е. публично, чаще всего те же рабочие, которые дали для него материал и распространяли его.

Приходя в кружок, пропагандист теперь не выискивал наиболее развитых, интеллигентных рабочих, способных усвоить теорию прибавочной стоимости. Он искал живых, деятельных, развитых товарищей, которые способны были бы стать агитаторами, улавливать настроения, подмечать важные факты. «Агитация» так захватила нас, что скоро нам просто некогда стало заниматься кружковой работой….».

Читайте также: