Восток – дело тонкое или начинать надо с начала — II

Вторая часть статьи Б.Л.Нуждина из цикла «БЛИЖНИЙ ВОСТОК МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ»

Первая часть.

Пророк Мухаммед увещевает свою семью перед битвой при Бадре

К шестому году хиджры соотношение сил Мухаммада и его противников стало таким, что верхушка мекканских курайшитов вынуждена была пойти на переговоры с ним как с равным. В Худайбии было письменно зафиксировано соглашение, по которому мекканцы не только обещали на следующий год допустить паломничество мединских мусульман к Каабе, но и обязывались на время на время их пребывания в Мекке (3 дня) покинуть город. Мединцы со своей стороны обязывались больше не беспокоить отныне мекканские караваны. В 628 г. паломничество было совершено и мекканцы воочию убедились, что Мухаммад не покушается на авторитет их города, как религиозного центра. В создавшейся обстановке наиболее дальновидные представители мекканского руководства обнаруживают стремление к дальнейшему расширению и упрочению связей с общиной Мухаммада. На сторону Мухаммада фактически переходит влиятельнейший Абу Суфьян, ещё совсем недавно один из ведущих мекканских лидеров борьбы против мединской общины мусульман. В 630 г. Мекка без боя сдалась Мухаммаду. С триумфом войдя в город, он тем не менее выполнил все основные, данные им мекканцам обещания. Мекка была превращена в религиозный центр быстро распространявшегося ислама, а Кааба после демонстративного разрушения находящихся там языческих идолов, за исключением «чёрного камня», стала главным святилищем новой религии, паломничество (хадж) к которому объявлялось одним из «пяти столпов» новой религии. Сами мекканцы были приняты в общину Мухаммада не просто как мусульмане, но как муаминун, т.е. уверовавшие проникновенно и надёжно. Тем самым по своему религиозному статусу мекканцы приравнивались к мухаджирам и ансарам, что открывало им широкую возможность для полноправного и активного участия во всех делах мусульманской общины.

Следующий после сдачи Мекки, девятый год хиджры вошёл в арабско-мусульманскую историю как «год посольств». Согласно преданию, бедуинские племена всей Аравии одно за другим начали посылать тогда в Медину полномочных представителей, чтобы заявить Мухаммаду о своём подчинении ему и о готовности принять его веру. В тоже время таифское плямя сакиф в союзе с племенами хавазин попытались вступить в открытую вооружённую борьбу против, объединённой теперь мединско-мекканской общины последователей Мухаммада, но в долине Хунайи было наголову разбито мусульманами и союзными с ними бедуинскими племенами. Одержав эту победу, мусульмане уже без труда овладели г. Таифом, где первым делом разрушили святилище местной богини ал-Лат. Это было самое крупное военное предприятие в оставшиеся два года жизни Мухаммада.

На десятый год хиджры, в 8-й день священного месяца зу-ль-хиджа (март 632г.) Мухаммад в сопровождении всей семьи совершил в святые места Мекки свое первое и единственное полное «великое паломничество» (аль-хадж аль-акбар), вошедшее в историю под названием «прощального» (хадж аль-видаа).Этот акт окончательно закрепил роль Мекки, как религиозного центра ислама – она отныне становилась его священным городом, запретным для всех «неверных», местом ритуального паломничества мусульман, которое на протяжении всех последующих веков неукоснительно и строго совершалось и совершается по тому образцу, который дал Мухаммад во время своего «прощального хаджа». Хадж в первые 10 дней зу-аль-хаджа и начинается с семикратного обхода Каабы. Паломники целуют «чёрный камень» или дотрагиваются до него, пьют воду из священного источника Замзама, вода из которого считается целебной. Затем они несколько раз пробегают между холмами Сафа и Марва в память о том, как жена Ибрагима Хаджар бегала там в поисках воды для младенца Исмаила. Затем паломники отправляются к подножию горы Арафат, где происходит массовое моление. После этого они возвращаются в сторону Мекки к горе Муздалифа, где читается специальная проповедь, после чего все направляются в долину Мина, где трижды кидают по семь камней в определённых местах, где по легенде, Ибрахим отгонял вставшего на его пути дьявола – Иблиса. После этого происходит торжественное заклание овец в память о жертве, принесённой Ибрагимом Аллаху. В этот день, 10‑го числа зу-ль-хиджа, начинается главный общемусульманский праздник ид аль-адха (праздник жертвоприношения) На период хаджа надевают ихрам – специальные белые одежды, не стригут волос и ногтей. Существует также малый обряд паломничества (умра), совершаемый в любое другое время года. Он ограничивается поклонением Каабе. Следует отметить, что обряд хаджа является исламизацией древних языческих ритуалов.

Здесь мы сделаем небольшое отступление. Говоря об обряде хаджа, следует упомянуть и о других обрядах в исламе, которые получили название «столпов ислама» — пять главных обязанностей верующего. Первая из них – вера в то, что Аллах (Бог по-арабски) – единственное божество, а Мухаммад – его посланник, и произнесение слов исповедания веры (шахады). Кратчайшее изложение главного догмата ислама содержится в 112‑й суре (главе) Корана: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: «Он – Аллах единственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рождён, и не было никого, подобного ему, никогда». Все мусульманские тексты и официальные речи начинаются с фразы – «во имя Аллаха милостивого и милосердного». Троекратное произнесение шахады является главной частью ритуала принятия ислама взрослым мусульманином.

Вторая обязанность – молитва (салят). Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; совершать их можно дома, и в мечети, и на улице, и в поле и т.д., то есть в любом месте. Молитве предшествует ритуальное омовение. Пятница является днём всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть села, округа, квартала или города. Пятничная молитва сопровождается проповедью. Для мусульманских духовных лиц пятничные проповеди были и остаются по сей день важнейшим средством влияния на настроения масс.

Мечеть является и местом для моления, и помещением для религиозных школ, и центром религиозных проповедей и диспутов. Главное место мечети – михраб, ниша, указывающая направление на святыню всех мусульман – мекканскую каабу. К ней обращаются лицом молящиеся, около неё стоит руководитель молитвы – имам. Радом с михрабом ставится минбар – возвышение, с которого по пятницам читается проповедь. Пол мечети покрывается коврами или циновками, при входе в мечеть снимают обувь. Вход в мечеть с оружием воспрещен. Каждая мечеть имеет один или несколько минаретов (башен), с которых пять раз в день мусульман оповещают о наступлении времени очередной молитвы.

Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений в светлое время суток.

Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено употреблять алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество – риба.

Четвёртой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой – если у него есть к тому физическая и материальная возможность) является хадж – паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе – зданию, в восточный угол которого вмурован «чёрный камень» (издревле хранящийся здесь метеорит). О хадже мы с вами подробно поговорили выше.

Пятой обязанностью мусульманина является закят – обязательный налог на имущество и доходы, который идёт в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается ещё и садака – добровольные пожертвования и милостыня. На самом деле все эти социально-экономические регуляторы справедливости внутри исламской общины с самого начала были о остались благими пожеланиями. Закят быстро стал обычным государственным налогом, садака шла на нужды религиозного культа, запреты на ростовщичество легко обходились оформлением дачи денег в рост как совместного финансового предприятия кредитора и должника.

Иногда к «столпам ислама» причисляют джихад. Слово это означает полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своей религии или дела (идеи), за которое он борется. В большинстве случаев в средние века это сводилось к участию в вооружённой борьбе с «неверными», а значение термина – соответственно к понятию «священная война». На самом деле понятие джихад значительно шире, и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в частности в революциях и в постановлениях различных общемусульманских конференций.

Вернёмся к повествованию. Спустя 3 месяца после возращения из хаджа Мухаммад скончался. Он умер на руках своей жены Аиши 8 июня 632 года, ему было 63 года. Последними словами Мухаммада были: «Мне уготовано в раю пребывание среди самых достойнейших».

Мухаммад (крайний справа) и Абу Бакр на их пути в Медину

После смерти Мухаммада главой мусульманской общины был провозглашён ближайший соратник Мухаммада — Абу Бакр (октябрь 568г – 634г.), ставший таким образом первым по счёту халифом (преемником) посланника Аллаха, в качестве духовного и светского главы мусульманской общины. Наряду с Омаром, Османом и Али он принадлежит к наиболее почитаемым, так называемым праведным халифам. Абу Бакр – отец третьей жены пророка Аиши. Он выходец из состоятельной мекканской купеческой семьи, один из самых ранних последователей Мухаммада беспредельно преданный ему лично и его религиозному учению за что в арабско-мусульманской традиции получил почётное наименование «правдивейший». Личная признательность Мухаммада Абу Бакру за его религиозное подвижничество и непоколебимую верность отмечена даже в Коране. Именно Абу Бакру Мухаммад поручил возглавить в 631 г. первое паломничество мусульман из Медины в Мекку, а в последние месяцы своей жизни – руководить вместо себя молитвой в мединской мечети. Всё это, а также почтенный возраст Абу Бакра сыграли немалую роль в его избрании первым халифом, хотя решающей причиной была его принадлежность к мухаджирам, взявшим верх над ансарами в борьбе за власть в ранней мусульманской общине. В обстановке, когда заметно активизировались сепаратистские настроения среди арабских племён, не желавших признать верховенство Медины, Абу Бакр смог сплотить вокруг себя целый ряд талантливых политических и военных деятелей и с их помощью повёл успешную борьбу за дальнейшее объединение бедуинских племён под зелёным знаменем пророка. В итоге в течении двух с небольших лет его правления (632 – 634) ислам стабилизировался в самой Аравии, и началось его распространение за ее пределами – в Сирии и Ираке. По приказу Абу Бакра был составлен первый сборник откровений Мухаммада, который через несколько лет уже при халифе Османе, лег в основу канонического текста Корана. На смертном одре Абу Бакр, лишив общину права выбора следующего халифа, назначил своим преемником Омара. Али посчитал это несправедливым, но распоряжению подчинился.

Омар (634 – 644гг.) – второй по счёту «праведный халиф» энергично продолжал утверждение ислама за пределами Аравии. За десятилетний период правления Омара ислам распространился на Ирак, Сирию, Египет и Киренаику (историческую область Ливии). При Омаре конституировались все основные административно-правовые институты начавшей складываться арабо-мусульманской империи, и прежде всего его налогово-податная система. Самой распространённой формулой была: «Ислам, налог или меч». Причем меч предназначался для тех, кто отказывался сотрудничать и платить соответствующую подать. Обращённые в ислам избавлялись от налога. Следует заметить, что согласно мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, — «неверные», среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль-китаб, т.е. «люди писания». Согласно Корану, они верят в того же бога, что и мусульмане. Этот бог посылал им своих посланников – Моисея (араб. Мусу), Иисуса (араб. Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Бог направил людям Мухаммада, своего последнего пророка, с божьим словом – Кораном. Это была последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец света и Суд, когда всем людям будет воздано по делам их – и они попадут в райские сады или адский огонь.

Быстрое превращение мусульманской общины в теократическое государство нашло свое формальное выражение в принятии Омаром на 19 г. хиджры дополнительно к титулу халиф ещё и титула «повелитель правоверных». В 638 г. Омар лично принял капитуляцию Иерусалима, совершив затем демонстративную молитву на заброшенном каменистом пустыре, в который превратились развалины священного храма Соломона. Подобной акцией Омар подчеркнул преемственный характер ислама по отношению к предшествующим монотеистическим религиям.

В 644 г. Омар был убит рабом Фирузом (персом-невольником, христианином по вероисповеданию, доставленным в Мекку для услужения), не нашедшим у него защиты от поборов наместника Куфы. Умирая, Омар назначил группу из шести человек для избрания нового преемника (одним из которых был Али), но выбран был Осман. В мусульманском предании сложился идеализированный образ Омара, как создателя всех основных элементов мусульманского государства, правителя, при котором царила социальная справедливость, защитника бедняков, борца с притеснителями.

Медина

Осман(644-656гг.)  – третий по счёту «праведный халиф». Один из самых первых последователей и сподвижников (ансар) пророка Мухаммада. Он происходил из рода омейя, являлся богатым купцом. Осман был женат на Рукайи, дочери Мухаммада. После её смерти взял в жёны другую его дочь – Ум Кульсум, за что в арабо-исламской традиции получил уважительное прозвище «Обладатель Двух Светочей». Осман стал преемником халифа Омара в 644 г. в обстановке, когда медино-мекканская община, образованная Мухаммадом в 630 г., фактически превратилась в империю, управлявшуюся на местах наместниками мединского халифа из числа ближайших сподвижников пророка. К моменту гибели Омара баланс сил среди распространителей новой, мусульманской веры был ещё настолько уравновешен, а их объединительный порыв был ещё настолько свеж и могуч, что об открытой конфронтации в их рядах не могло быть и речи. Всё это и явилось основной причиной избрания 70-летнего Османа, главными достоинствами которого были, пожалуй, его тесная родственная связь с пророком и принадлежность к знатному и влиятельному роду омейя. Престарелый и малоинициативный Осман оказался той самой «нетральной» фигурой, которая лучше всего подходила для ситуации, предшествующей решительным сражениям за власть. В правление Османа мусульманская империя расширилась от Северной Африки на западе и до границ Китая и долины Инда на востоке. В 656 г. Осман был убит в своём доме в Медине во время восстания, поднятого в городе прибывшими туда представителями мусульман их Египта и Ирака. Мятежами и смутой были охвачены практически все главные провинции халифата. Борьба за его централизацию была Османом проиграна. Его попытки упрочить центральную власть посредством назначения своих родственников на ключевые посты в провинциях в конечном счёте не только не укрепляли её, но, наоборот, лишь способствовали её дискредитации и повсеместной активизации сепаратизма. Халифат неуклонно втягивался в гражданскую войну между стремительно поляризовавшимися партиями, которые образовывались вокруг лидеров мусульманской общины, ещё совсем недавно единой и сплочённой. С гибелью Османа война эта разгорелась уже в полную силу.

Согласно арабо-мусульманской традиции, главная заслуга Османа заключается в том, что по его приказу был установлен единый и окончательный текст священного писания мусульман – Корана.

Окончание следует.

Читайте также: