Восток – дело тонкое или начинать надо с начала — III

Третья часть статьи Б.Л.Нуждина из цикла «БЛИЖНИЙ ВОСТОК МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ»

Коран священная книга мусульман, представляющая собой собрание «божественных откровений», которые были «ниспосланы» пророку Мухаммаду. Слово Коран означает «то, что читают, произносят», то есть то что было сказано Мухаммаду и то, что он повторил. Коран делится на 114 глав, именуемых сурами, расположенными в порядке убывания длины, за исключением первой суры – фатихи. В свою очередь каждая сура делится на аяты. Аят – это фраза или фрагмент фразы. Большая часть Корана написана рифмованой прозой, то есть несколько аятов заканчиваются на один и тот же слог. В самой длинной, второй суре – 286 аятов, а в самых коротких 108-й, 103-й, 110-й – 3 аята. Всего в Коране 6236 аятов.

Коран был передан пророку не весь сразу, а частями. Сначала в Мекке, затем в Медине. Мекканские суры, которые делят на три периода, отличаются от мединских по содержанию, стилю, языковым особенностям. Суры первого мекканского периода совершенны в литературном отношении, возвышенны и эмоциональны. Суры второго периода более спокойны, в них главное место занимают проповеди единобожия. В сурах третьего периода много сказаний о пророках, Аллах называется именем Рахман (Милостивый). Что касается мединских сур, то они содержат множество культовых, юридических и этических предписаний.

При жизни Мухаммада Коран существовал в устной форме, и было немало людей, знавших его частично или полностью наизусть. При Османе был окончательно составлен канонический текст Корана, который после этого уже не претерпел значительных изменений. Однако оставалось немало разночтений, обусловленных спецификой арабской письменности, в которой гласные звуки не отражаются на письме, а написанное слово можно трактовать по‑разному.

Коран для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит наставления, правила, запреты, повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера. Однако для однозначного понимания Корана понадобилось создать традицию тафсира, то есть толкования его текста. Коран как источник вероучения дополняется вторым важнейшим для мусульман источником – сунной, зафиксированной в хадисах, или преданиях о пророке и его сподвижниках.

У мусульман существует традиционное искусство читать Коран нараспев.

Коран является ценным историческим и литературным памятником раннесредневековой эпохи и истории арабов.

Али Ибн Аби Талиб (656 – 661гг.) – четвертый и последний из «праведных халифов», двоюродный брат и зять пророка Мухаммада, муж его дочери Фатимы. Он провозглашён халифом в 658 г. после убийства Османа. Первоначально Али был поддержан представителями Египта, сыгравшими ключевую роль в падении Османа. Через несколько дней заметных колебаний к ним присоединились оба святых города – Мекка и Медина, а вместе с ними и Ирак. Но наместник Сирии Муавия, двоюродный брат погибшего Османа, многие сподвижники Мухаммада, а также авторитетная и влиятельная вдова пророка Аиша, питавшая к Али давнюю личную неприязнь, решительно отказались поддержать его кандидатуру на пост халифа. Развернувшаяся острая борьба за власть положила начало расколу мусульман на сторонников Али – шиитов и его противников – суннитов. Эта борьба приняла затяжной характер и шла с переменным успехом. На первых порах Али удалось одержать верх, когда в 656 г. в так называемой «верблюжьей битве» под Басрой он разгромил малочисленное и плохо организованное войско оппозиционных ему старых товарищей пророка (ансаров) – Тальхи и аз-Зубейра. Но оставался Муавия, правитель богатой Сирии, располагавший военным и экономическим потенциалом, значительно превосходивший силы и средства, которые были у Али в Аравии. Тогда Али перенёс свою резиденцию в Ирак в г. Куфу, и стал готовиться к борьбе со своим противником.

В 657 г. при Саффине, на правом берегу Евфрата в Сирии, произошло крупное сражение между войсками Али и Муавии. Согласно преданию, противники Али в критический для себя момент битвы подняли на копьях листы Корана, демонстрируя тем самым, что взывают к мирному решению дела на основе предписаний священной книги мусульман. Поддавшись этой уловке и согласившись на третейский суд Али упустил победу. В суде представитель Муавии (Амр ибн аль-Ас) выиграл дело и сумел добиться от представителя Али (Абу Мусы) согласия на низложение Али. Одновременно Али лишился и возможности возобновить прерванную войну против Муавии, поскольку значительная часть его войска (по разным данным от 4-х до 12-ти тысяч человек) восприняли передачу вопроса о халифате на решение третейского суда несовместимой с духом ислама и ушла из лагеря Али. Так было положено начало течению хариджитов, которые повели активную борьбу и против Муавии, и против Али. В 661 г. Али, потерявший инициативу в вооружённой борьбе против Муавии, был смертельно ранен при входе в Куфийскую мечеть хариджитом и вскоре скончался от ран. Али вошел в историю как одна из самых трагических и противоречивых фигур раннего ислама. Для суннитов он простой смертный, один из «праведных халифов», образец набожности, благочестия, смелости и благородства. Для шиитов же Али – прямой наследник власти Мухаммада и его связи с Аллахом. Али и его потомки наделяются шиитами священной благодатью, в шиитских представлениях он порой оттесняет на задний план даже самого Мухаммада. В некоторых шиитских сектах почитание Али доходит почти до его обожествления. В так называемом народном исламе, как суннитском, так и шиитском, Али вобрал в себя качества некоторых доисламских божеств и эпических героев-богатырей и стал одним из популярнейших персонажей раннего исламского предания.

После убийства Али в 661 г. халифом в Ираке был провозглашён его сын Хасан. Он был сыном Али от Фатимы, дочери пророка Мухаммада. Шииты почитают его как второго (после Али) шиитского имама. Иракские приверженцы дома Али подстрекали Хасана к возобновлению борьбы с сирийцами, однако последний стремился к переговорам с халифом Муавией. За отказ от притязаний на верховную власть Хасан выторговал у Муавии денежную компенсацию. Помимо 2 млн. дирхемов пенсиона для своего младшего брата Хусейна он истребовал для себя 5 млн. дирхемов и постоянный доход с одного из иранских округов. После этого внук пророка был вынужден оставить Ирак и поселился в Медине как частное лицо; для Муавии он уже не представлял никакой политической опасности. Хасан умер в Медине в 669 г. в возрасте 45 лет (по преданию, был отравлен). Шииты возложили вину за его смерть на Муавию, и Хасан стал «великим мучеником». После смерти Хасана третьим шиитским имамом стал Хусейн, младший сын Али от Фатимы. Хусейн стал главой алидского рода, однако долгое время он не играл заметной политической роли. Со смертью халифа Муавии в 680 г. активизировалась антиомейядская оппозиция в Ираке. Куфийские шииты, признавшие Хусейна своим третьим имамом, призвали его в Куфу возглавить восстание против халифа Язида и обещали ему широкую поддержку. Откликнувшись на призыв куфийцев, Хусейн выступил с небольшим отрядом из Мекки, предварительно послав в Куфу своего двоюродного брата Муслима ибн Акиля. Тысячи жителей Куфы присягнули Муслиму в верности Хусейну, однако выступление куфийцев было подавлено в самом начале. Муслим был схвачен и повешен. Это известие Хусейн получил уже в пути, но не пожелал вернуться. Наместник Куфы расставил на всех дорогах из Хиджаза в Ирак посты, с одним из которых повстречался поредевший отряд Хусейна. С 70 воинами Хусейн стал лагерем в безводной местности у местечка Кербела близ Куфы, куда вскоре подошёл 4-тысячный отряд халифа. 10 октября 680 г. Хусейн со своими бойцами вышел против врага. Сначала никто из халифских воинов не нападал на него, не желая брать на себя ответственность за пролитие крови внука пророка. Но затем они набросились на него массой, и вскоре Хусейн и все его соратники были перебиты. Хусейн пал в неравном бою, получив десятки колотых и резаных и рубленных ран. Головы погибших были отосланы в Дамаск к халифу.

Хусейн был признан «величайшим мучеником, а Кербела стала одной из главных святынь и местом паломничества шиитов. Дата гибели Хусейна отмечается всеми шиитами как день траура – ашура. Ашура – главная дата шиитского имама Хусейна, убитого 10 мухаррама 61 г. хиджры (мусульманского календаря) или 10 октября 680 г. Ежегодно в течении первых десяти дней месяца мухаррам устраиваются мистерии, инсценирующие историю гибели Хусейна, торжественные чтения сказаний о нём, вывешиваются траурные флаги и лозунги. 10 мухаррама – день торжественного шествия, плача по Хусейну. Некоторые из участников шествия наносят себе кровоточащие раны, подчеркивая свою скорбь и напоминая о кровавой битве отряда Хусейна с омеядскими войсками. Идущие в процессии громко оплакивают Хусейна и его брата Хасана. Центром траурных торжеств является г. Кербела, где по преданию захоронено тело Хусейна.

Как мы видим из предшествующего исторического экскурса ислам сразу же после его появления распался на несколько ветвей, направлений. Наиболее влиятельными и многочисленными из них являются суннизм и шиизм. Большинство мусульман составляют сунниты 85-90%. По разным оценкам шииты составляют от 10% до 15% от общей численности мусульман. Свыше 40% всех шиитов мира живёт в Иране (90-95% населения страны). Крупные общины (более 5млн.человек) существуют в Ираке, Йемене, Турции, Азербайджане, Пакистане, Индии. В Иране, Азербайджане, Бахрейне шииты составляют большинство населения. В Саудовской Аравии на шиитов приходится около 10 – 15% мусульманского населения.

Внутри обоих течений существуют подгруппы, оформленные как правовые школы (мазхабы), религиозные братства (тарикаты) или секты (например, алавиты и исмаилиты в (шиизме).

Суннизм – одно из направлений ислама, происходящее от термина сунна. Его приверженцы называют себя ахль ас-сунна (семейство сунны) и считают, что именно они придерживаются традиции пророка, искажаемой шиизмом. Сунна, что по-арабски означает путь, пример, образец – это поступки и высказывания пророка Мухаммада, один из источников правил общественной жизни и толкования Корана, религиозного культа и права. Сунна представляет собой сборник хадисов, она зафиксирована в хадисах – возводимых к современникам Мухаммада и предварённых иснадом (ссылкой, цепочкой ссылок на рассказчиков) преданиях о высказываниях Мухаммада и его решениях по различным вопросам религии и устройства жизни общины. Хадисы передавались устно, а затем в 8-9 веках были записаны. Существует шесть общепризнанных суннитами наиболее авторитетных сборников хадисов. Значительная часть хадисов подложна и была создана для оправдания тех или иных новшеств или для поддержки той или иной политической группировки. Однако большинство из них отражает реальные воззрения и практику раннемусульманской общины, а многие и самого Мухаммада. Формально суннитом считается тот, кто признаёт первых четырёх «праведных халифов» законными, кто признаёт достоверность канонических сборников хадисов и придерживается ритуальных, бытовых и социальных правил согласно одному из мазхабов – толков. Мазхабы (шафиитский, ханафитский, маликитский и ханбалитский) различаются между собой в подходе к принципам выработки решений по правовым вопросам, в деталях ритуала, но всё основывается на канонических сборниках хадисов. В области теологии главное отличие суннизма от шиизма состоит в том, что суннизм не признаёт посредничества между Аллахом (Богом) и людьми после смерти Мухаммада, отрицает идею об особой природе Али и особом праве его потомков на имамат, руководство общиной. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитвы и других сторон ритуала, в гражданском праве (например, сунниты отвергают законность мутаа – временного брака).

Шиизм – это учение шиитов. Шииты – это общее название различных течений и сект, признающих Али ибн Аби Талиба и его потомков единственно законными преемниками пророка Мухаммада. Следует отметить, что шиизм отрицает достоверность большей части хадисов, вошедших в канонические сборники. Шииты строят свои теории на основе собственных сборников, называемых – ахбар. В ходе борьбы за власть в начале второй половины 7 века образовалась политическая группировка сторонников Али (аш-шииа), признававшая его исключительное право на верховную власть – имамат. Основное различие между шиитами и суннитами состоит в разном толковании понятия имамат. В то время как для суннитов имам есть духовный и светский глава, избираемый или назначаемый людьми, шиитский имам является таковым по своей сущности благодаря таинственной эманации «божественной благодати», переходящей от одного имама к другому. Алидские имамы олицетворяют принцип наследственной верховной власти и принцип непрерывности пророчества. Однако вопрос о передаче права на имамат тем или иным потомкам Алидов вызывал разногласия и расколы среди шиитов. Уже в 8 в. Шиитское движение распалось на два основных течения – «умеренное» и «крайнее».

К «умеренным» Шиитам относят зейдитов и имамитов, которые недалеко ушли от сунитов. Другое течение представляли так называемые «крайние» Шииты, обожествлявшие алидских имамов, и исмаилиты, учение которых весьма далеко отошло от основных положений ислама. В свою очередь, эти ответвления распались на многочисленные секты. На протяжении всей истории ислама Шииты с переменным успехом вели борьбу за возвращение власти потомкам Али. Наиболее энергично эту борьбу вели зейдиты и исмаилиты, которым удавалось в разных концах мусульманского мира создавать алидские государства – имаматы.

Отдельное место в шиизме занимают Алавиты, которые представляют собой секту крайних шиитов, основателем которой считается Мухаммад ибн Нусайр (умер в Басре около 883 года). Учение Алавитов представляет собой эклектическое смешение элементов шиитского вероучения, христианства и домусульманских астральных культов и верований. Согласно учению Алавитов бог представляет собой неразрывное единство трёх ипостасей – Смысл, Имя, Врата, которые периодически воплощаются в пророках. Последнее воплощение этой троицы – Али ибн Аби Талиб, Мухаммад и Сальман аль-Фариси. Алавиты признают переселение душ, отвергают обрядовые и моральные запреты ислама. Они обожествляют Иисуса, почитают христианских апостолов, некоторых святых и мучеников, справляют христианские праздники (рождество, пасха). Вместе с тем в учении секты сохраняются элементы астральных культов (почитание солнца, луны, звёзд). Алавиты делятся на две категории: непосвящённых (амма) и избранных, посвящённых (хасса). Последние имеют свои священные книги, которые они толкуют аллегорически, не раскрывая их тайный смысл непосвящённым. Алавитские имамы отправляют культ по ночам в часовнях, расположенных на возвышенных местах. В Сирии общины Алавитов составляют 2/3 всего шиитского населения.

Кратко рассказав об исламе, следует упомянуть, что в основе права даже в светских арабских странах, где исповедуется ислам, лежит шариат (закон, правильный путь к вере) – комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Шариат считается «божественным законом», доводимым до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторитетов. Реально Шариат воплощается в трудах по фикху (теории мусульманского права) и в практике мусульманских (шариатских) судов. Особое внимание уделяется различным степеням разрешимости и запретности тех или иных поступков. Основные проблемы шариата разрабатываются фикхом, который служит основой для оценки поступков людей, разделения их на хорошие и плохие. По причине тесной связи шариата с фикхом оба термина употребляются часто как идентичные.

Почему в этом статье так много уделено места религии? Дело в том, что в современном арабском обществе религия, как и прежде играет основополагающую роль. В работе «Феноменология духа» Г. Гегель пишет, что первой формой постижения мира является религия. К. Маркс указывал что религия является своеобразной формой отражения бытия, возникающая и существующая как следствие материальных условий жизни общества. Во введении к «К критике гегелевской философии права» он писал:

«Основа иррелигиозной критики такова: человек создаёт религию, религия же не создаёт человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял». (К. Маркс К критике гегелевской философии права. Введение // К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения, т. 1, М., Политиздат, 1955, стр. 414)

Маркс и Энгельс пришли к выводу, что возникновение религии зависит от причин, коренящихся в самой организации человеческого общества. Религия отражает и защищает отношения эксплуатации, выступает как орудие духовного угнетения трудящихся. Социальные корни религии состоят в том, что в условиях классового общества религия защищает интересы господствующих классов, оправдывая все формы эксплуатации и угнетения:

«…всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». (Ф. Энгельс Анти-Дюринг // К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения, т. 20, М., Политиздат, 1955, стр. 3)

Все это, разумеется, справедливо и для ислама.

В становлении ислам имел прогрессивное значение. Следует сказать, что прогресс – это движение в развитии, которое совпадает с направлением развития, а развитие – это такое изменение, в которое есть движение  простого к сложному, низшего к высшему. Возникнув в раннефеодальном обществе ислам послужил объединению разрозненных арабских племён, созданию халифата, простиравшегося от границ Франции до Китая, развитию науки и искусства, которые на тот момент были сравнимы или даже превосходили достижения европейских государств. Но уже тогда ясно был виден и момент, противоположный развитию, – регрессивный. Под знаменем ислама велись кровавые феодальные войны, уничтожались десятки тысяч «неверных», разрушались памятники искусства прежних цивилизаций, жглись библиотеки. Ислам, как и любая другая религия имел и имеет классовый характер. «Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». (К. Маркс К критике гегелевской философии права. Введение // К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения, т. 1, М., Политиздат, 1955, стр. 415).

В настоящий момент правящий класс на Ближнем Востоке всё чаще прибегает к исламу, как к идеологии – в самом реакционном, экстремистском, отвратительном ее виде.

В.И. Ленин в работе «Об отношении рабочей партии к религии» отмечал, что «все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Т.17. С.416). Разжигание религиозной вражды – старый способ отвлечения в эту сторону внимания масс от действительно важных и коренных экономических и политических вопросов.

 

Читайте также: