Восток – дело тонкое или начинать надо с начала

Первая часть первой статьи Б.Л.Нуждина из цикла «БЛИЖНИЙ ВОСТОК МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ»

От редакции. Борис Леонидович Нуждин – переводчик-арабист с более чем 30-летним стажем. Автор имеет огромный опыт работы и глубочайшие знания происходящего на Ближнем Востоке как свидетель и участник событий в этом регионе  на протяжении последних 30 лет.


Когда время от времени, мне случается включать телевизор, или радиоприёмник, то чаще всего приходится слышать новости или лицезреть ток-шоу, посвящённые событиям за рубежом. Похоже, ни комитету по делам диктатуры буржуазии, иначе – правительству РФ, ни ставленнику класса буржуазии, а по-иному – президенту, не по нраву отчитываться или выносить на обсуждение проблемы внутреннего развития страны, в особенности промышленного её развития, осуществлять индустриализацию страны, после прошедших в ней в 90-ые годы «погромов». В этой области российская буржуазия и её ставленники никаких особенных успехов не достигли также, как и в науке и образовании, где нынешняя власть проживает великие достижения социалистического общества. А по сему, идеологические прислужники класса буржуазии в лице ведущих передач и, так называемых, экспертов, сосредоточили свои усилия на толковании хоть каких-то успехов на внешнеполитической арене. С утра до вечера записные либералы бьются в студиях ТВ с такими же патриотами-охранителями, поливая друг друга грязью. Но разбирается ли вся эта публика в обсуждаемых вопросах? Есть ли знание? Нет! Есть лишь мнения. «Мнение, как писал Гегель, – это субъективное знание». То есть потоки «мнений», обрушивающиеся на каждого из нас с экранов телевизоров, интернета, прессы и других средств массовой информации формируют именно буржуазное сознание. К. Маркс писал, что «общественное бытие определяет общественное сознание». Наше сознание, как днище корабля после дальнего похода обросло ракушками буржуазной пропаганды. Чтобы понять, – выразить в понятиях, – хитросплетения внешней политики РФ необходимо не мнение, а истинное знание. Гегель дал такое определение истине: «Истина есть соответствие понятия предмету и предмета понятию». Только марксистско-ленинское учение и в частности диалектический материализм помогают нам разобраться, отделить зёрна от плевел в том, что происходило в недавнем прошлом и происходит сейчас на Ближнем Востоке. Мы с Вами, дорогой читатель, постараемся постичь истину в ряде статей, посвящённых этой теме.

Прежде, чем говорить о Ближнем Востоке, необходимо определиться с термином «Ближний Восток». Данный термин издавна использовался европейцами. Советская школа Востоковедения традиционно понимает под Ближним Востоком историческое название региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке.

Основное население региона: арабы, ассирийцы, армяне, халдеи, греки, персы, евреи, копты, курды, тюрки, берберы. На Ближнем Востоке проживает 360 млн. мусульман – это арабы, тюрки, персы, курды, туркманы. Ближний Восток населяют также 70 млн. христиан (арабы (марониты), армяне, анатолийские греки, ассирийцы, копты, арабы, халдеи), 7 млн. иудеев, 3 млн. друзов, 2 млн. езидов. На Ближнем Востоке располагаются такие страны, как Иран, Турция, Израиль, а также предмет нашего рассмотрения – арабские страны Ближнего Востока, которых насчитывается 22 страны площадью 13 млн. квадратных километров и где проживает 245 млн. человек.

Буржуазные политологи, говоря о Ближнем Востоке и событиях, происходящих в регионе, постоянно говорят о «геополитическом положении», но не вскрывают сущности – его экономической значимости. На Ближнем Востоке добывается треть мировой нефти и 10% газа. Подтверждённые запасы нефти – 1,20 трлн. баррелей нефти, что составляет 62% от общемировых запасов нефти. Нефть была и остаётся кровью мировой экономики. Именно она привлекает крупных империалистических хищников, таких как США, да и хищников помельче – шакалов империализма, таких как Англия, Германия, Франция, Италия. Именно из названных стран государственно-монополистический капитал под эгидой США бросился делить богатства Ближнего Востока после того, как в СССР победила контрреволюция, а появившаяся буржуазная РФ сдала свои позиции в регионе. Ближний Восток – это не только кровь мировой промышленности, но и те сосуды, – нефтепроводы, – по которым она доставляется к центрам промышленного производства. От того, как и куда она доставляется, очень многое значит в современном мире. Как и в Средние века Ближний Восток – это путь, по которому товары из Индии и Китая поступают в европейские страны. Китай на данный момент вкладывает миллиарды долларов в строительство перевалочных пунктов (хабов) в ОАЭ, а также в организацию «шелкового пути 21 век» через арабские страны Ближнего Востока.

Из всего сказанного следует вывод, что Ближний Восток был и остаётся узлом противоречий, находится в сфере интересов империалистических и других стран, в том числе и стран региона.

Прежде чем переходить к рассказу о бурных событиях, происходящих в регионе – серии т.н. «цветных революций» и событий в Сирии, нам необходимо, хоть и кратко, но остановиться на том, что одновременно объединяет и разъединяет все 22 арабские страны Ближнего Востока. Общее для всех этих стран – арабский язык. Второе, что объединяет все арабские страны и что оказывало и продолжает оказывать влияние на развитие этих стран – это общая религия, ислам. Об исламе мы и поговорим в этой статье.

В сегодняшнем мире более 700 млн. человек на вопрос: «Кто ты по вере? – отвечает арабским словом «муслим» – мусульманин, – человек, исповедующий ислам. Понять ислам легче всего, познакомившись с жизнью основателя ислама или как его называют верующие мусульмане «посланник Аллаха», «печать пророков», т.е. главный и последний пророк истинной веры.

В отличие от других древних религий Мухаммад – это историческая личность, оставившая о себе массу свидетельств в истории. Датой рождения Мухаммада считается 570 год нашей эры в Мекке (Саудовская Аравия), в клане Хашим племени Курайш. В раннем средневековье арабы Хиджаза (Хиджаз – территория, расположенная на западе Аравийского полуострова)  жили кочевой жизнью. Городов было мало. Главными из них были: Мекка, Йясриб (Медина) и Таиф. Мекка была процветающим торговым центром, в котором также находилась важнейшая святыня арабов-язычников. Происхождение главного святилища ислама Каабы сокрыто во мраке веков. По преданию, воздвигнута она была Адамом, первым сотворённым Богом человеком, а затем вновь отстроена пророком Ибрагимом (Авраамом в христианской традиции) и сыном его Исмаилом. По поверью, храм Каабы был посвящён Единому, Истинному Богу, но позднее возобладал культ языческого бога Ваала – бога молний, неба и Солнца. Во времена пророка в храме насчитывалось не менее 360 мелких божков.

Сведения о детских и юношеских годах жизни Мухаммада весьма скудны. Достоверно известно, что он рано осиротел: его отец Абдаллах скончался ещё до рождения, а мать Амина умерла, когда ему было 6 лет от роду. Вскоре, через два года, умер и дед Мухаммада Абд аль-Мутталиб, приютивший его после смерти матери. Заботу об осиротевшем ребёнке взял на себя его дядя по отцу Абу Талиб. К обоим Мухаммад на всю жизнь сохранил глубокое чувство признательности за любовь и поддержку.

В возрасте 12 лет Мухаммад принял участие в многомесячной поездке Абу Талиба по торговым делам в далёкую Сирию. Во время этого первого своего путешествия за пределы Аравии он непосредственно соприкоснулся с новым для него миром христианских, иудейских и др. религиозных общин, столь контрастным по отношению к той языческой родоплеменной среде, в которой он родился и рос. Знакомство с этим миром оказало на юного Мухаммада неизгладимое впечатление, возбудив в нём то духовное напряжение, которое уже не ослабевало всю последующую жизнь и привело его, в конечном счете, к великой миссии создателя новой религии.

Когда Мухаммаду исполнился 21 год, он снискавший себе в мекканском обществе репутацию амина (т.е. верного и надёжного человека), по рекомендации Абу Талиба получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи, занимавшейся торговлей. Ведя торговые дела Хадиджи, Мухаммад совершил ещё одно путешествие в Сирию, причем почти по тому же маршруту, что и в отрочестве и побывал в Халебе и Дамаске. В итоге его духовный опыт был расширен новым непосредственным соприкосновением с миром различных религиозных общин, в первую очередь христианских и иудейских. Мухаммад целенаправленно знакомится с их образом жизни и идеологией. В мусульманских преданиях говорится о встречах и беседах Мухаммада с христианскими монахами. Общий догмат христианства и иудаизма о единобожии должен был способствовать кристаллизации монотеистической религии у Мухаммада. Вместе с тем их непризнание друг друга, резкие и просто враждебные обвинения в «заблуждении», в следовании «неверным путём» послужили Мухаммаду дополнительным стимулом для поиска своего «истинного пути» к богу, что подтверждается идейно тематической направленностью Корана. Стержневым моментом его содержания, часто перекликающегося с Ветхим и Новым заветом, оказывается критика тех сторон иудаизма и христианства, по которым эти религии издавна вели между собой ожесточённый и бескомпромиссный спор.

В 595 году Мухаммад и Хадиджа поженились. К тому времени Хадидже было за 40 лет, а Мухаммаду – 25. Хадиджа дважды была замужем и имела от первых браков двух сыновей и дочь. Несмотря на большую разницу в возрасте, взаимная любовь Мухаммада и Хадиджы стала легендарной. Хадиджа первой из всех его окружающих людей поверила в его пророческую миссию. Она не жалела ни сил, ни своего состояния, чтобы поддержать Мухаммада в борьбе за новую религию – ислам. Мухаммад платил Хадидже большим взаимным чувством, глубокой признательностью и уважением. Хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением, пророк не брал себе других жён, пока жива была Хадиджа. Пророк прожил с Хадиджей 25 лет. Она умерла в 619 году. В браке с Мухаммадом Хадиджа родила двух сыновей и четырёх дочерей. Старшего сына, скончавшегося в возрасте 2-х лет, звали Касим. По древнему арабскому обычаю Мухаммад получил второе уважительное имя – Абу Касим (отец Касима). Второй сын Абдаллах умер в младенчестве. Из четырёх дочерей Мухаммада – Зайнаб, Рукайя, Ум Кульсум и Фатимы – лишь последняя стала продолжательницей его рода.

К сорокалетнему возрасту религиозные размышления и искания занимают всё большее место в жизни Мухаммада, поглощая всё его свободное время. Внутреннее душевное напряжение, возбужденное в нём ещё в далёком отрочестве, достигает небывалой силы, перерастая нередко в полное смятение. Его всё чаще охватывает экстатические состояния, сопровождаемые какими-то смутными видениями и пока мало понятными ему голосами. В одних из таких моментов, когда Мухаммад находился в пещере Хира, под Меккой, где он часто уединялся для своих религиозных бдений, он вдруг ясно «увидел» ангела Джибрила (Гавриила), который приказал ему начать «читать» людям истинное слово – слово Аллаха. Мухаммад воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не может их прочитать. Ангел продолжал настаивать и пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Эта полная событий ночь пришлась на завершение месяца рамадана, и получила название Лейлят аль-Кадр (ночь предопределения, откровения). Празднуется она 27 рамадана. Рамадан 9-ый месяц мусульманского календаря, месяц поста. Пост в Рамадан является одной из главных обязанностей каждого верующего. В течении дня запрещается пить, есть, воскурять благовония, предаваться развлечениям, заниматься сексом. Дневное время должно быть посвящено работе, молитве, чтению Корана, благочестивым размышлениям. После захода солнца и до его восхода разрешается есть и пить. От поста освобождаются больные, дети, люди, находящиеся в пути, воины, участвующие в боевых действиях. Невыполненный пост должен быть возмещён в другое время. Окончание месяца поста отмечается одним из главных праздников мусульман – ид аль-фитр (праздником разговения).

Первым, кто безоговорочно признал Мухаммада в качестве посланника Аллаха, стали Хадиджа, его двоюродный брат Али (сын Абу Талиба) и приёмный сын Заид. Вскоре к ним присоединился именитый мекканский купец Абу Бакр, за ним Осман, Тальха и Абд ар-Рахман. Колония последователей Мухаммада, насчитывавшая вначале не более 50 человек и состоявшая преимущественно из его родных и близких, столкнулась с открыто неприязненным, враждебным отношением к себе остальной части мекканского общества, в первую очередь влиятельных курейшитов. Об этом свидетельствует поспешная эмиграция 11 из них (вместе с семьями) в Абиссинию. Десятилетие между 610 и 620 гг. наполнено непрестанной борьбой между традиционным языческим обществом Мекки и последователями новой монотеистической религии ислама, которую он начал активно проповедовать. Драматизм борьбы был усугублен кончиной в 619 году Хадиджы, а вскоре, через 2 месяца после неё, – Абу Талиба. Мухаммад попытался найти поддержку в Таифе, расположенном в 100 км к востоку от Мекки, но безуспешно. Поддержка пришла от ясрибских племён хазрадж и аус, 12 представителей которых в один из ежегодных сезонов традиционного языческого паломничества в Мекку встретились с Мухаммадом и, проникшись его учением, дали ему клятву верности и помощи. Впоследствии они получили за это почётный титул «ансар» – сподвижники. При очередном паломничестве клятва была повторена вновь, но уже группой, насчитывавшей 70 ясрибских сторонников. На этот раз они обещали Мухаммаду не только следовать его вере, но и защищать её ценой собственной жизни. Для Мухаммада стало очевидно, что идеи ислама обрели благоприятную почву в Ясрибе, где они и решил поселиться. Принятие такого решения было обусловлено тем, что над Мухаммадом и его приверженцами нависла угроза физической расправы.

Сначала в Ясриб небольшими группами и в тайне от курайшитов направились верные последователи его учения со своими семьями. После первых исламских переселенцев (мухаджиров) совершил знаменитую хиджру и 53-летний Мухаммад с семьёй и самыми близкими людьми своего окружения. Это событие, происшедшее 26 июля 622 года, стало точкой отсчёта мусульманской эры, официального мусульманского летоисчисления. Именно на мединский период пророческой миссии Мухаммада приходится создание всех основных предписаний мусульманского образа жизни и главных обрядов новой религии. Объединённые вокруг Мухаммада мужаджиры и ансары образовали в Медине свою общину – умму, которая строилась не на основе кровного родства, а на принадлежности к одному вероучению. Эта община была теократической организацией, в которой Мухаммад играл одновременно роль духовного и светского главы. Доступ в неё был открыт для всех, кто признавал его вероучение. Через несколько лет после хиджры в состав общины Мухаммада вошло всё языческое население Медины. Другие жители, исповедовавшие иудаизм и не отказавшиеся от него, были выселены, а частично истреблены. На второй год хиджры Мухаммад изменил киблю (направление, в котором обращает своё лицо мусульманин во время молитвы), предписав молиться не в сторону Иерусалима, а в сторону мекканского храма – Каабы. Тем самым он выразил свою важнейшую стратегическую цель – подчинение Мекки, главного религиозного центра всей Западной Аравии. Также Мухаммад организовал экономическую войну против мекканцев, начав систематически расстраивать их караванную торговлю – основной источник доходов и благосостояния мекканцев. Уже в 624 г. произошло сражение у колодцев Бадр, в котором Мекканцы потерпели поражение. В 625 году они взяли реванш, разгромив мекканские войска у горы Ухуд, а в следующем 626 году они попытались нанести мединцам окончательный удар. В союзе с бедуинскими племенами и иудеями, выселенными из Медины и нашедшими приют в Хайбаре, мекканцы предприняли крупный поход против мединской общины. Мухаммад решил избежать сражения на открытой местности и подготовить Медину к длительной обороне. Вокруг города был вырыт ров, в котором засели стрелки-лучники, что значительно снизило возможности бедуинской конницы и застало её врасплох. Прямой штурм города был сорван, а его осада в условиях зимних дождей и холодных северных ветров приняла затяжной характер. В стане осаждавших начались раздоры, Мухаммад использовал традиционную неприязнь бедуинов к мекканцам. В результате переговоров его эмиссаров с командирами отрядов сильного племени гатафан бедуины покинули лагерь осаждавших. С их уходом осада Медины была снята.

Продолжение следует.

Читайте также: