СОЕДИНЯТЬ НАУЧНЫЙ СОЦИАЛИЗМ С РАБОЧИМ ДВИЖЕНИЕМ


Главной заслугой Маркса является открытие им исторической миссии рабочего класса. Именно рабочему классу предстоит построить общество, лишенное классовых различий, где свободное развитие каждого будет залогом успешного развития всех.

Но построение такого общества является сложнейшей задачей. Предыдущие смены общественно-экономических формаций приводили к смене одних эксплуататоров другими, вызревшими в ходе разложения старого общества. Рабочему же классу предстоит построить новое общество, находясь в положении, дающем наименьшие возможности для свободного всестороннего развития по сравнению с другими социальными слоями. Причем речь здесь идет и об эпохе диктатуры пролетариата, включающей себя как переходный период, при котором сохраняются эксплуататорские классы, так и коммунизм в первой фазе, называемый обычно социализмом.

Для успешного решения этой задачи необходимо глубокое знание научного социализма — учения Маркса и Энгельса о победе рабочего класса, разработанного на основе вершин научной мысли своего времени — немецкой философии, английской политэкономии и утопического социализма. Ленин развил марксизм в современных условиях империализма и наполнил его богатейшим практическим содержанием, сыграв ключевую роль в построении партии рабочего класса, организовавшей рабочий класс России для построения первого в мире государства диктатуры пролетариата. Поэтому современный марксизм — это марксизм-ленинизм или просто ленинизм.

Без овладения марксизмом-ленинизмом невозможно совершить пролетарскую, социалистическую революцию, результатом которой должно стать не просто «свержение власти капитала», а построение государства диктатуры пролетариата. До появления марксизма-ленинизма политика — классовая борьба не опиралась на науку. Буржуазно-демократические революции, ликвидировавшие сословные перегородки и привилегии, заменявшие власть феодалов властью капиталистов, в особой науке не нуждались.

Марксизм-ленинизм, в свою очередь, невозможно понять без овладения гегелевской диалектикой. Тем, кто не знаком с диалектикой, не овладеть даже понятием «диктатура пролетариата» — как же могут рабочие управлять государством, стоя у станка? Отсюда и всякие ухищрения — то выдумают «диктатуру партии», то будут называть управленцев, вышедших из рабочих, «рабочими», то будут говорить, что «наша, советская интеллигенция — совсем не то, что буржуазная интеллигенция», ну а отсюда до «общенародного государства» рукой подать. Что такое «товар»? Кто является рабочим? Без понимания основ диалектики этими понятиями овладеть тяжело. А люди, не владеющие этими понятиями, к социализму не придут.

Как изучать марксизм-ленинизм? В СССР работы классиков штудировались и конспектировались, изучались на семинарах. Но толку от этого, как показала практика, было немного. А ведь преподаватели были, по формальным признакам, учеными — кандидатами и докторами наук.

Гегель писал, что абсолютная идея есть единство идеи теоретической — идеи познания мира и идеи практической — идеи преобразования мира. Была ли в послевоенном СССР практика классовой борьбы? Была. Антикоммунистические силы, в том числе, в советском руководстве, научных кругах организованно и целенаправленно вели борьбу за реставрацию капитализма.

Противостояла ли этим силам советская наука? Да. Была разработана политэкономия социализма — теория потребительной стоимости. Были вскрыты противоречия социализма как коммунизма в его первой фазе. Велась борьба со сторонниками усиления товарности социалистической экономики, с антинаучной концепцией «развитого социализма».

Но носила ли эта борьба планомерный, организованный характер? Нет. И потому, несмотря на значительно возросший, по сравнению с началом 50-х годов, образовательный уровень рабочих, к середине 80-х гг. в рабочем классе и обществе в целом господствовало мелкобуржуазное мировоззрение.

Почему массовое изучение классиков марксизма-ленинизма не дало результата?

Не было практики борьбы рабочего класса за дальнейшее продвижение к коммунизму. Возобладавший со второй половины 30-х годов взгляд на советское общество, избавившееся от эксплуататорских классов, как чуть ли не на полностью лишенное противоречий, привел к постепенному выхолащиванию ВКП(б)-КПСС как партии рабочего класса. А без партии рабочий класс вести целенаправленную, организованную борьбу за продвижение к полному коммунизму не в состоянии.

Отвлеченная от насущных задач классовой борьбы советская наука не могла, во многом, не выхолоститься сама. Достаточно сказать, что после Сталина, поставившего в 1952 году в работе «Экономические проблемы социализма в СССР» задачу сокращения рабочего дня до 6, а в дальнейшем и менее часов, такая проблема советскими учеными не упоминалась. И это вполне естественно. Советские ученые публиковались, защищали диссертации, стремились повысить свой статус до уровня кандидата-доктора-академика. Если бы рабочий класс вел борьбу — среди этих ученых несомненно нашлись бы сподвижники, готовые идти на жертвы ради развития общества. И они появились, когда в конце 80-х годов во весь рост встала угроза контрреволюции в СССР*
*ред.: особое мнение Ивана Михайловича Герасимова не соответствует действительности,  тезис о контрреволюционном перевороте в СССР в 1961 году и начале переходного периода от коммунизма к капитализму обосновал М. В. Попов (см., например, его статью «Контрреволюция в СССР» / The scientific heritage. 2019. № 40). «Принятое ХХII съездом КПСС в 1961 году решение об отказе в программе партии от диктатуры пролетариата наряду с отказом считать правившую в стране КПСС партией рабочего класса означало, что произошел политический переворот, произошла контрреволюция, и государство в СССР из государства рабочего класса превратилось в свою противоположность – государство диктатуры буржуазии» (Попов М. В. Указ соч., с.11).

Надо понимать, что коммунистическое движение — это рабочее движение, поднявшееся до осознания пролетариатом своей конечной цели — построения полного коммунизма. Поэтому не будет толку и от расплодившихся в последнее время «кружков», где товарищи, по большей части молодые, толкуют так или иначе работы классиков марксизма-ленинизма. Задача коммунистов — соединение научного социализма с рабочим движением. С чего рабочим начать борьбу? С осознания своих интересов, грамотного формулирования требований с учетом трудового законодательства. Что для этого надо сделать? Создать свой проект коллективного договора и начать борьбу за его заключение. Именно работа над колдоговором позволяет осознать свои интересы, выстроить комплекс требований, стимулирует изучение трудового законодательства.

Для осознания своих интересов рабочим не обойтись без теоретических знаний, и здесь необходима помощь интеллигентов, владеющих в той или иной мере диалектикой, политэкономией, приемами классовой борьбы. Задача интеллигента-марксиста объяснить рабочим, что сокращение рабочего дня ведет в перспективе к увеличению зарплаты, а переработки, наоборот, ее уменьшают, помочь рассчитать стоимость рабочей силы, растолковать преимущества коллективных действий перед хождениями по судам. С другой стороны, такая помощь рабочим оказывает огромное воздействие и на развитие самих интеллигентов.

Получить знания, позволяющие далее успешно изучать марксизм-ленинизм самостоятельно можно в учебных заведениях Фонда Рабочей Академии, в первую очередь в Красном университете https://www.youtube.com/playlist?list=PLXnc70nN1sO4k3xS7e46HD__IS-ikK9R7. Программа Красного университета тщательно выверена, не случайно первая лекция посвящена проблеме истины в марксизме. Сейчас, когда истину, знание сплошь и рядом пытаются низводить до уровня мнения, нам следует, напротив, возвышать мнение до уровня знания, бороться за утверждение истины. Занятия в Красном университете проводят преподаватели с опытом участия в борьбе рабочего класса.

Только в соединении научного социализма с практикой рабочей борьбы коммунисты добьются успеха.

И. Герасимов, член Идеологической комиссии ЦК Рабочей партии России

 

Читайте также:

Pin It on Pinterest