Что празднуют 8 марта

 

В нынешней России 8 марта считается праздником весны и женской красоты. В этот день всех женщин в кругу семьи и трудовых коллективах поздравляют с праздником, дарят цветы и подарки, но, к сожалению, уже многие не знают причин появления этого праздника, и чем он является на самом деле. В какой нелегкой борьбе трудящихся за свои права и свободы он рождался. “Доля ты трудная, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать”, – так о тяжелой и непростой жизни женщины труженицы в XIX веке писал великий русский поэт Некрасов. И Международный женский день — 8 Марта — можно сказать, рождался в самых настоящих битвах рабочих за свои права в конце XIX — начале XX века.

Наряду с борьбой за 8-часовой рабочий день, свободу профсоюзов, увеличение заработков, на одном из первых мест рабочей борьбы стоял вопрос улучшения условий труда для женщин и детей. Во многих странах росло и ширилось стачечное движение, часто перерастающие в настоящие сражения.

Истоки праздника можно проследить с 8 марта 1857 года, когда в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату.

Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд в разы меньше мужчин. Причем незадолго до мартовских событий мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10 часового рабочего дня. На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации.

8 марта 1908 года 15 000 женщин прошли шествием в Нью-Йорке, требуя уменьшения рабочего дня, повышения заработной платы, права голоса, а также положить конец детскому труду. На этом шествии впервые появился лозунг «Хлеба и роз», многим известный ныне, где хлеб символизировал экономические требования, а розы — повышение уровня жизни.

Сам же праздник 8 Марта, как всемирный день борьбы женского пролетариата за свои права был учреждён в 1910 году на международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене, по инициативе Клары Цеткин, одной из вождей международного женского коммунистического движения. С 1911 года 8 Марта начали отмечать во многих странах мира.

8 Марта 1917 года (23 февраля по старому стилю) в Петрограде состоялось массовое шествие женщин против войны, голода и царизма. Женщины своим примером повели за собой рабочих-мужчин Путиловского и остальных заводов, разожгли огонь народного гнева. Эта акция стала зачином Февральской революции и всеобщей стачки в Петрограде.

Но больше всего прав и свобод женщины смогли получить только после Великой Октябрьской Социалистической революции. Советская власть, как власть рабочего класса, первоочередными своими задачами ставила уничтожение возможности эксплуатации трудящихся помещиками и капиталистами, уничтожение господства капитала, построение нового общества без частной собственности на землю, фабрики и заводы. Частной собственности, благодаря которой все общественные богатства были сконцентрированы в руках немногих. Построения общества без эксплуатации человека человеком, без капиталистических производственных отношений, дающих право присваивать владельцам средств производства результат труда миллионов людей. Эти капиталистические производственные отношения поставили фактически трудящихся в положение нищеты и наёмного рабства, а женщину в положение двойного рабства.

Поэтому после Великой Октябрьской социалистической революции Советской властью как властью трудящихся был совершён переворот в законодательстве, касающийся женщин. Был принят ряд законов,  уравнивающих положение женщин с положением мужчин. На тот момент ни одно государство и ни одно демократическое законодательство не сделало для женщины и половины того, что смогла сделать Советская власть в первые  месяцы своего существования. Камня на камне не осталось от старых законов, ставящих женщину в неравноправное  положение с мужчинами. Это в первую очередь законы о разводе и о внебрачном ребёнке, о праве женщины на иск отцу ребёнка для его обеспечения.

Советское правительство установило 8-часовой рабочий день и ограничило сверхурочные работы, был установлен минимум заработной платы “взрослому рабочему без различия пола”. Для сохранения здоровья женщины было запрещено привлекать их к ночным и подземным работам. Был  принят  декрет о браке – мужу и жене были предоставлены равные права и обязанности. Признавалась общность имущества, нажитого в браке, что обеспечивало материальные интересы женщины и закрепляло её равноправие в семье. Были установлены пособия по беременности, выплачиваемые в течение восьми недель до и восьми недель после родов в размере полного заработка работницы. Первая Советская конституция юридически закрепляла равные политические права с мужчинами.

Но издание законов и декретов – самая простая задача. Уравнять женщину в производительности труда, длительности его, в условиях труда было не сложно. Важно было добиться чтобы женщина не была угнетена ее хозяйственным положением в отличие от мужчины. Даже при полном равноправии оставалась придавленность женщины. На нее фактически сваливалось все домашнее хозяйство. Это домашнее хозяйство в большинстве случаев являлось самым непроизводительным, самым диким и самым тяжким трудом, какой осуществляла женщина. Труд этот не заключал в себе ничего, что сколько-нибудь способствовало развитию женщины.

Ленин считал, что настоящее освобождение женщины, настоящий коммунизм мог начаться только там и тогда, где и когда начнется массовая борьба (руководимая владеющим государственной властью пролетариатом) против этого мелкого домашнего хозяйства, или, вернее, массовая перестройка его в крупное социалистическое хозяйство.

Необходимо было, чтобы женщина-труженица активно участвовала в общественной жизни, имела возможность учиться, могла активно привлекаться к управлению предприятиями и государством. Первыми коммунистическими ростками, которые позволили облегчить ведение домашнего хозяйства, стало открытие общественных столовых, яслей, детских садов. Это способствовало уменьшению неравенства женщины по сравнению с мужчинами в общественном производстве и общественной жизни.

Советская власть смогла добиться многого в улучшении положения женщин, но, к сожалению, окончательного уничтожения разницы между положением мужчины и женщины все таки достигнуть не успела. Полностью освободить женщину от дополнительной работы по домашнему хозяйству  не получилось.

Так, несмотря на активное развитие общепита избавить женщину от домашнего приготовления пищи не удалось. Во многом это связано с переходом советской экономики на капиталистические рельсы. В 1965 была проведена реформа общепита.   Предприятия общественного питания стали постепенно переходить на новую систему планирования по трем или по двум показателям — товарообороту с выделением оборота по реализации собственной продукции и прибыли или только по реализации собственной продукции и прибыли. Также оставалась нерешенной проблема перевоспитания советского общества в вопросах семейного быта.  Об этом было хорошо сказано В. Ленином в разговоре с К. Цеткин:

“К сожалению, ещё по адресу многих наших товарищей можно сказать: “поскребите коммуниста и вы найдёте филистера”. Конечно, скрести нужно чувствительное место, его психику в отношении женщины. Существует ли более наглядное доказательство этому, чем то, что мужчины спокойно смотрят, как женщины изнашиваются на мелкой работе, однообразной, изнуряющей и поглощающей время и силы, работе в домашнем хозяйстве; на то, как их кругозор при этом сужается, ум тускнеет, биение сердца становится вялым, воля слабой? Я говорю, конечно, не о буржуазных ламах, которые сваливают все домашние работы, включив уход за детьми, на наёмных людей. То, что я говорю, относится к огромному большинству женщин, в том числе и к жёнам рабочих, даже если эти жёны целый день проводят на фабрике и зарабатывают сами.

Очень немногие мужья, даже из пролетариев, думают о том, как сильно они могут облегчить тяготы и заботы жены или даже совсем снять их с неё, если бы захотели помочь в “женской работе”. Но нет, ведь это же противно “праву и достоинству мужа”. Он требует, чтобы у него был отдых и комфорт. Домашняя жизнь женщины – это ежедневное принесение себя в жертву в тысячах ничтожных мелочей. Старое право господства мужа продолжает жить в скрытом виде. Его рабыня объективно мстит ему за это тоже в скрытом виде: отсталость женщины, отсутствие у неё понимания революционных идеалов мужа ослабляет его бодрость и решимость в борьбе. Это есть те крохотные черви, которые незаметно, медленно, но верно подтачивают и грызут. Я знаю жизнь рабочих и не только по книгам. Наша коммунистическая работа среди женских масс, наша политическая работа включает в себя значительный кусок воспитательной работы среди мужчин. Мы должны вытравить старую рабовладельческую точку зрения до последних мельчайших корней её. И в партии, и в массах. Это относится к нашим политическим задачам так же, как и настоятельно необходимое образование штаба из товарищей мужчин и женщин, получивших основательную теоретическую и практическую подготовку, чтобы проводить и двигать партийную работу среди трудящихся женщин”.

После победы контрреволюции, разрушения Советского Союза  и возврата к капиталистическим производственным отношениям миллионы трудящихся оказались в угнетенном состоянии, ухудшилось и положение женщины. Отработав рабочий день, смену, женщины бегут приниматься за работу по домашнему хозяйству, заботиться о детях, фактически не имея свободного времени для отдыха и саморазвития. Невозможность иметь нормальный достаток в семье часто вынуждает женщин прерывать декретный отпуск по уходу за ребенком и досрочно выходить на работу. Но и время пребывания материи с ребёнком в декретном отпуске в Беларуси уже сокращают с 3  до 2 лет. По подсчетам экс-помощника президента Кирилла Рудого, сделанным в 2016 году, сокращение декрета на один год привело бы к росту ВВП на 2,3%. Однако нехватка детских садиков,  сложность в  привлечении старшего поколения к воспитанию внуков из-за поднятия пенсионного возраста могут привести к росту бедности и социальной напряженности.

В неравном положении  находятся женщины с детьми по сравнению с бездетными или незамужними женщинами. Так, например, по белорусскому законодательству, время нахождения в декретном отпуске не включается страховой стаж для назначения пенсии по возрасту. А к 2025 году минимальный страховой стаж для выхода на пенсию в Беларуси будет составлять уже 20 лет, когда как в 2013 году он составлял всего 5.

Также наниматель куда менее охотнее  берет женщину с детьми на работу, особенно если дети маленькие. Маленькие дети могут часто болеть, и работнице придётся  брать больничный, чтобы присматривать за ребёнком. Но бывают и очень ухищренные наниматели, которые предпочитают замужних женщин, в особенности женщин с семьёй, которую они содержат; они много внимательнее и послушнее, чем незамужние, и вынуждены до крайности напрягать свои силы, чтобы добывать необходимые средства к жизни. И как верно было подмечено Энгельсом: “Так, добродетели, – добродетели свойственные характеру женщин, обращаются  во вред им, так нравственная и нежная сторона их природы превращается в средство их порабощения, в источник их страданий”.

Нет никаких сомнений, что капитализм создаёт все условия, при которых для некоторых женщин родить — все равно, что в петлю. Их могут не взять на работу — нанимателю не выгоден работник, который пропадёт в декретном отпуске. Они будут  получать меньше — у женщин с детьми и женщин без детей очень большой разрыв в зарплате. Это помимо множества других проблем, которые сваливаются на голову женщины-матери.

Белорусское капиталистическое государство постепенно старается отбросить все социальные расходы, решая в первую очередь свои экономические проблемы за счет наиболее уязвимых слоёв населения, в том числе и за счет женщин-матерей. Одной рукой   белорусская капиталистическая власть награждает некоторых матерей-героинь, а другой ухудшает положения десятков тысяч других женщин-матерей. И, несомненно, что без борьбы всех трудящихся все прежние завоевания, постепенно, шаг за шагом будут  отобраны. И женщина в этой борьбе должна играть очень важную роль. Необходимо, чтобы в борьбе за права и интересы трудящихся, за смену общественного строя женщина шла рука об руку с мужчиной. Оставить женщин без участия в этой борьбе это все равно, что  оставить  рабочую армию наполовину неорганизованной. Женщина должна понять, что ее интересы те же, что интересы рабочего мужчины. Что ее освобождение напрямую связано с освобождением всего рабочего класса. И что другого выхода кроме этой борьбы нет.

Слушательница 2 отделения Красного университета Фонда рабочей Академии

участница белорусского марксистского клуба «Общее дело»

Морозова Елена Николаевна

 

Читайте также:

Pin It on Pinterest

kayaking-tomsk.ru